Что и как устроено в романе Симоны Лапперт «Прыжок»

17 ноября 2022

Жаркий летний день в маленьком швейцарском городке Тальбах, не предвещавший ничего плохого. Но вдруг тишину разрывает вой сирен, они звучат отовсюду, а полицейские машины стремительно стягиваются к одному дому, на крыше которого стоит молодая женщина. Она намеревается спрыгнуть с высоты. Но зачем? И что побудило ее решиться на такой отчаянный шаг? Меж тем перед домом начинают собираться сотни зевак. И далеко не все из них случайные прохожие. Среди этих людей — любовник нарушительницы порядка, ее сестра, соседка и полицейский, который пытается не дать ей совершить прыжок...

Повествование в книге разделено на главы, каждая из которых ведется от лица того или иного героя. Рассказчиков — десять, но чаще всего мы узнаем о происходящих событиях от семи из них. Чем дальше мы продвигаемся по страницам книги, тем явственнее видим, как связаны с главной героиней эти люди.


Герои

Черным цветом выделены имена героев, от лица которых ведется повествование.
Зеленым — имена героев, от лица которых не ведется рассказ, но они непосредственно участвуют в событиях.
Красным — героев, о которых мы узнаем со слов рассказчиков, но они не участвуют в повествовании напрямую.
Желтым выделено количество глав, в которых история рассказана от лица каждого конкретного героя.

Феликс — полицейский, который прибывает к месту событий. (6 глав)
Он постоянно испытывает тревогу из-за своей беременной девушки Моник. Всякий раз, отправляясь на дежурство, он боится, что с ней или будущим ребенком что-то случится. Всему виной — трагедия, которая приключилась в детстве с его другом Игги, и нечаянным свидетелем которой стал Феликс. Также он корит себя за недавнее происшествие на работе — даже несмотря на то что ему удалось спасти мужчину от самоубийства, Феликса терзают угрызения совести.

Марен — работает в ателье и шьет одежду. (5 глав)
Переживает разлад в отношениях со своим супругом Ханнесом. Тот ни с того ни с сего увлекся здоровым образом жизни: занялся спортом, сильно похудел, перешел на правильное питание и стал ложиться спать в восемь вечера. Женщина всячески пытается привлечь к себе внимание мужа, но все без толку. Зато появление старого знакомого Яриса, кажется, поможет ей немного отвлечься.

Эгон — по профессии шляпник, но вынужден сменить любимую работу на другое занятие. (3 главы)
Бутик, в котором он трудился, был закрыт. На его месте теперь — магазин сотовых телефонов. А сам герой, будучи убежденным вегетарианцем, подчинился необходимости пойти работать на скотобойню. Его постоянно мучают боли в спине и плечах. В жизни Эгона также есть место драме — его мать находится в психиатрической больнице. Вместе они пережили семейную трагедию, которая сильно надломила обоих, но он тем не менее находит в себе силы двигаться дальше, за что и будет вознагражден.

Финн — любовник Ману, девушки, стоящей на крыше. (7 глав)
Работает курьером на велосипеде, как и его товарищ Сайлас. Финна мучают мысли о том, что в свои 29 лет он ничего не достиг. Мечтает однажды уехать за границу, но знакомство с Ману все меняет. Девушка показывает ему свое тайное место силы, рассказывает о любви к природе и растениям. На фоне Ману Финн чувствует себя незрелым, сомневается, дорог ли он ей, той, что ценит превыше всего собственную свободу.

Генри — бездомный. (2 главы)
Скромный и чуткий, он стремится лишний раз не докучать местным жителям, старается по мере возможности платить за выпитый им кофе, чтобы не злоупотреблять добротой и щедростью хозяйки кафе Розвиты. Она часто дает ему немного еды с собой. Компанию Генри периодически составляет другой бездомный — 19-летний парень по кличке Тощий Лукас. Он то и дело вспоминает свою девушку Миранду, которая живет за океаном. Если Лукас считает Генри старшим товарищем, «учителем», то самому Генри Лукас скорее напоминает его собственного сына, с которым они уже несколько лет не общаются, равно как и с бывшей женой Эстер. Несмотря на тяжелые условия жизни, Генри утешает мысль, что все рано или поздно меняется, ничто не вечно, быть может, и для него судьба уготовила нечто хорошее впереди.

Тереза — вместе с супругом Вернером они держат магазин, который расположен напротив дома, где на крыше стоит Ману. (5 глав)
В последнее время их магазин, которым они владеют 42 года, почти не приносит дохода. Маленькая лавочка не выдерживает конкуренции с большими супермаркетами. Пожилая женщина находит утешение в коллекционировании фигурок из киндер-сюрпризов и готовке (делает торты на заказ). Именно от нее мы узнаем трагичную историю семьи Ману.

Винни — школьница, которая приходит посмотреть на девушку, стоящую на крыше. (4 главы)
Девочка переживает из-за своего лишнего веса. Вдобавок ее постоянно дразнят одноклассники — Тимо, Нильс и Саломея. Но у нее появится шанс отомстить обидчикам, а кому-то из них даже помочь в неожиданной ситуации.

Эдна — пенсионерка, которая первой видит на крыше Ману. (2 главы)
Живет очень одиноко, компанию ей составляет только черепаха по кличке Козима. Местные недолюбливают ее, хотя на самом деле желчный и нелюдимый характер Эдны — лишь следствие трагедии, случившейся с ней много лет назад, когда она работала на железной дороге.

Эрнесто — дизайнер одежды. (2 главы)
Живет в Италии на озере Комо. Вместе с Томмазо, его ассистентом, они однажды прибудут в Тальбах с очень важной миссией.

Астрид — сестра Ману, делает стремительную политическую карьеру и хочет баллотироваться на пост мэра. (3 главы)
Замужем за Стефаном и испытывает трудности в отношениях со своей свекровью Хельгой. Та постоянно выражает недовольство тем, что у супругов до сих пор нет детей.

Место встреч — кафе Розвиты

Любопытный момент, объединяющий перечисленных персонажей, — все они посещают кафе Розвиты. У некоторых завсегдатаев в ее заведении есть любимое блюдо или напиток.

Феликс пьет томатный сок со льдом.
Марен предпочитает коктейли.
Эгон (тайно влюбленный в Розвиту) чаще всего берет бутерброды с зеленым луком и творожным сыром, которые любит подсаливать. В качестве аккомпанемента заказывает четверть бокала розового вина.
Генри чаще всего получает в подарок от Розвиты кусочек шоколадного торта, немного масла или французского сыра. Также она наливает ему кофе.
Тереза делает для Розвиты торты на заказ. Она и ее муж Вернер любят выпить в кафе немного портвейна или по коктейлю.
Эдна заходит к Розвите, чтобы купить сигарет, но та приносит ей также пиво и орешки.

Пояснения о роли других малозначащих персонажей, упоминаемых в романе (и на схеме)

Карола — 20 лет, полицейская-стажер;
Блазер — начальник местного отделения полиции;
Хелен — женщина-полицейская, также находится в квартире, на балконе которой была заперта Ману;
София — тетя Эгона;
Зигфрид — такса Софии;
Вальтер — брат Эгона;
Господин Рибовски — владелец собаки, которую пыталась украсть мать Эгона;
Ангелика — сестра в больнице, которая ухаживает за матерью Эгона;
Лесли — мать Ману и Астрид.


Соотношение силы и власти

Если представить отношения всех героев с точки зрения силы влияния, с которой они воздействуют друг на друга, то получится еще одна любопытная схема.

Не стоит забывать, что «Прыжок» — это роман о том, как пересекаются пути разных людей и как в результате меняются их судьбы. Одни персонажи активно пользуются данной им властью (читай, административным ресурсом, — например, полицейские), а иные, на первый взгляд слабые, как Винни, в результате демонстрируют поистине волевое поведение.

Появление Ману на крыше становится спусковым крючком для начала полицейской операции по ее спасению. Сотрудники прибывают на место события и пытаются убедить женщину не совершать прыжок. В то же время сама Ману находится в центре ситуации, а значит, имеет непосредственную власть над происходящим и всеми вокруг, включая полицейских и случайных зевак.

ВНИМАНИЕ! ДАЛЕЕ ЕСТЬ СПОЙЛЕРЫ (спрятаны под кат)

За «соотношением сил» можно также проследить, если рассмотреть в свете различных аспектов встречаемые в романе явные примеры влияния одних героев на других.

Профессиональный авторитет. Начальник полиции Блазар в полном объеме пользуется своими полномочиями как в отношении подчиненных, так и с целью влияния на толпу зевак. Точно так же модный дизайнер Эрнесто бесцеремонно оперирует своей профессиональной компетенцией, чтобы принизить своего помощника Томмазо. Равно как и непосредственный начальник Финна и Сайласа — Хольгер, который раздает им задания.

Запугивание. В романе мы встречаем сцены запугивания и буллинга. Так ведут себя по отношению к Винни ее одноклассники. Ощущая в моменте свою непосредственную власть над девочкой, они демонстрируют унижающее ее достоинство поведение.

Интимные отношения. Также становятся в романе средством активного и пассивного давления, нанося ущерб существующим связям и репутации. [СПОЙЛЕР]

Политическая власть. Так как политика регулирует жизнь людей в обществе, можно сказать, что Астрид, которая обладает серьезными политическими амбициями и опытом в этой сфере, имеет определенную власть над жителями Тальбаха.

Деньги. Являются важным ресурсом обеспечения необходимых условий человеческой жизни. Также служат сильным средством давления и власти. Доходы Вернера и Терезы, например, напрямую зависят от количества покупателей в их магазине (то есть от денег, принесенных клиентами). У бездомного Генри почти совсем нет денег, поэтому его социальное положение ниже, чем у остальных героев.

Отношения. К этой категории можно отнести как любовные связи, так и дружбу. Ведь партнеры всегда влияют друг на друга. Чтобы поддерживать отношения на надлежащем уровне, нужно уметь доверять. А доверять — значит делиться информацией о себе, так что доверие также может рассматриваться как средство влияния.


Интерпретации названия

Мы можем рассматривать само слово «прыжок» — в качестве термина — с разных сторон: и как понятие, обозначающее преодоление расстояния или препятствия, и как достижение более высокого уровня, и как момент, когда мы испытываем восторженные чувства, энтузиазм. Будь то прыжки вверх (прыгать от радости) или же прыжок в неизвестное (своего рода риск, постижение нового опыта) — все это очень верно характеризует перемены, произошедшие с героями, после того как Ману спрыгнула с крыши.

Наиболее важные из них происходят у следующих персонажей: [СПОЙЛЕР]

Несмотря на то, что в романе много глав, которые рассказываются от лица разных героев, повествование, как правило, ведется в хронологическом порядке. Тем не менее, случаются и экскурсы — «прыжки» — в прошлое персонажей, а также вкрапления их воспоминаний, которые являются ключевыми элементами, связывающими сюжетные линии друг с другом.


Секреты и недомолвки

Тема секретов и недомолвок, существующих между героями, также имеет существенное значение с точки зрения фабулы. Многие моменты, влияющие на поступки персонажей, определенное время остаются скрытыми от читателей, которым будет интересно продвигаться дальше, чтобы узнать больше о каждом из героев.

Но вместе с тем именно так Симона Лапперт дает понять, что самим героям поначалу вполне комфортно существовать, не зная всей правды друг о друге. Например, Ману скрывает от Финна свое прошлое. Он практически ничего не знает о своей возлюбленной. [СПОЙЛЕР]

[СПОЙЛЕР]

[СПОЙЛЕР]


Убийство и самоубийство

Еще одна тема — смерти — накладывает свой отпечаток сразу на нескольких героев. В самом начале романа Ману хочет спрыгнуть вниз. Возможное самоубийство — прыжок в бездну. Она стоит на крыше, бросает камни в прохожих. Все внешние признаки свидетельствуют именно о намерении героини покончить с собой. [СПОЙЛЕР]

Хоть Ману на самом деле вовсе не хочет умирать, этот мотив ее поведения следует почти через весь текст книги.

Не остается в стороне и Винни — жертва школьного буллинга, из-за этого у нее неоднократно появлялись мысли покончить с собой. [СПОЙЛЕР]

[СПОЙЛЕР]


Погоня за сенсацией

Не стоит забывать еще об одном феномене наших дней — жажде впечатлений и сенсаций, которую с радостью используют СМИ и соцсети. Люди в толпе не испытывают сострадания к Ману, они здесь скорее из любопытства. Ведь можно снять эксклюзивное видео, потом запостить его у себя или прислать журналистам. Для них наблюдать за девушкой на крыше — все равно что смотреть реалити-шоу. А для кого-то присутствие на месте события становится «звездным часом», когда репортеры приглашают их в кадр, чтобы они дали свой короткий комментарий происходящему.

Так что «Прыжок» дает пищу и для таких размышлений — что такое успех и почему зачастую люди не гнушаются никакими средствами для его достижения, откуда возникают равнодушие и безучастность к тем, кто нуждается в поддержке, а также буллинг и издевательства над социально незащищенными слоями населения.


Напоследок: еще три точки соприкосновения героев

Розвита. Как уже было сказано ранее, все герои посещают ее кафе. И хотя о ней самой мало что известно, женщина прекрасно осведомлена об обстоятельствах жизни многих визитеров. Кроме того, с террасы ее заведения видно дом, на крыше которого стоит Ману.

Шляпа. [СПОЙЛЕР]

Так шляпа связывает сразу четыре фигуры.

Погода. Действие романа занимает три жарких летних дня. Палящее солнце и зной также отражают напряжение и лихорадочное поведение Ману на крыше. К тому же жара причиняет всем участникам событий физический дискомфорт. Недаром, когда наступает развязка, идет дождь.


Текст: Юлия Кузмина

Специально для polyandria.ru