Иллюстратор Маша Николаева об участии в проекте «Свидание вслепую»

2 октября 2022

Для книжных лавок «Поляндрии» в Москве и Петербурге мы придумали проект «Свидание вслепую». Это игра в ассоциации художника и книги, участником которой становитесь и вы!
Совсем скоро в наших магазинах будет серия иллюстрации Марии Николаевой (https://www.behance.net/nikolaevame443/) для семи книг NoAge. Поговорили с ней о творчестве и проекте, метафорах и символах. 


— Расскажите немного о себе.

Меня зовут Маша Николаева, я из Самары. Двенадцать лет назад я приехала в Петербург с четким намерением научиться хорошо рисовать и делать иллюстрации для журналов и книг.

Закончила факультет графики Академии художеств имени Репина. В академии я много занималась офортом, а сейчас рисую в основном в цифре. Но на мои методы и изобразительный язык очень влияют те привычки, которые у меня сформировались в работе с печатными техниками. Как и в гравюре, я стараюсь искать интересные фактуры, но при этом мне важно, чтобы работа была контрастной и легко читалась. Над этими задачами очень интересно и легко работать в современных графических программах на планшете.

— Были ли вы знакомы с издательством «Поляндрия» до того, как принять участие в проекте «Свидание вслепую»?

Конечно, я давно следила за «Поляндрией». У нас не много издательств, которые так плотно работают с иллюстрированными книгами, и «Поляндрия» среди них очень заметна. Как художник-иллюстратор я интересуюсь тем, что происходит в этой среде.

— У вас есть любимые книги нашего издательства?

Я люблю графические романы, и меня очень впечатлило новое огромное издание «Бомба» Альканта и Лорана-Фредерика Болле, очень красивая и актуальная вещь. В моей личной библиотеке она пока не появилась, но в виш-лист я ее уже добавила и жду ближайших праздников.

— Ваши иллюстрации напоминают метафорические карты, и по ассоциации сложно понять, где какая книга зашифрована. От чего вы отталкивались, когда рисовали?

В этой серии у меня и стояла задача, чтобы работы отсылали к книгам не напрямую, а через метафоры и символы. С помощью образов я постаралась передать не сами сюжеты, но мое общее ощущение от этих книг, отразить эмоциональное зерно. Еще мне важно было найти нечто общее во всех семи произведениях. Нужно было как-то завязать общую пластическую историю, и, если честно, это было несложно. В каждой из этих книг есть тема преодоления. Кто-то из героев сталкивается с давлением семьи, кто-то борется с внутренними проблемами или физическими недугами, а кто-то противостоит общественным нормам. Я не могу утверждать, что это главные темы, но для меня они были самыми интересными. Среди повторяющихся элементов в моей серии есть вполне буквальный мотив оплетающей нити, змеи, лианы как образ препятствий, и есть мотив полнолуния на горизонте как символ надежды. Также я выбрала глубокие тона и одинаковый темный фон, чтобы подчеркнуть напряженное состояние серии.

— Вам нравится идея такой игры: выбрать книгу по иллюстрации, которая не имеет прямой отсылки к тексту? Довериться внутреннему голосу?

Да, это хорошая идея. Мы постоянно находимся в очень бурном информационном потоке среди обилия разных мнений на любую тему, и сложно бывает найти в нем место для собственных ощущений. Я очень часто сейчас сталкиваюсь с проблемой выбора и теряюсь среди обилия книг, фильмов и музыки. Начинаешь сверяться с рецензиями и рейтингами, хотя по своему опыту я знаю, что мне часто нравятся вещи, которые не так уж и популярны. Можно найти важное для себя там, где ты и не подумал бы искать. «Свидание вслепую» — это хорошая альтернатива мукам выбора, тем более что плохих и неинтересных книг в подборке нет.

— Какая иллюстрация вам нравится больше всего и почему?

Мне больше всего нравится иллюстрация с девушкой, которая стоит к нам спиной и просто смотрит вдаль. Я совсем иначе ее задумывала, когда начинала рисовать, но она меня повела сама своей дорогой к большей лаконичности. Здесь очень простая поза, которая при этом получилась выразительной, и очень красивое сочетание тонов.

— Какой рисунок дался легко, а какой сложно?

Собственно, любимый рисунок вышел легче всего, но и нелюбимых у меня в этой серии нет. Было нелегко найти образы для тех историй, в которых мне трудно представить себя героиней. Но я постаралась решить это если не через эмоции, то с помощью символов и пластики. Конкретные работы я указывать не буду, чтобы не дать буквальных подсказок по содержанию. Но в целом мне кажется, что в каждой этой книге можно найти то, что может зацепить и дать повод к новым идеям, к новому видению как себя, так и окружающих.