Присоски на голове. Статья о «Heartstream» Тома Поллока в «Деловом Петербурге»

20 Марта 2020

В конце 2019 года петербургское детское издательство «Поляндрия» открыло взрослый импринт «Поляндрия NoAge» и уже успело выпустить в свет несколько небезынтересных новинок. Обычно это книги для легкого чтения в набирающем популярность жанре young adult, однако в них так или иначе поднимаются серьезные темы взросления в современном мире, поиска места в жизни и принятия себя, взаимоотношений в семье, экологических проблем, трудоголизма, цифровой зависимости, абьюза, буллинга, девиантного поведения и тому подобные. 

Ошибочно трактовать young adult исключительно как чтиво для подростков, не способное заинтересовать взрослую аудиторию, — вспомним хотя бы сэлинджеровский «Над пропастью во ржи», который сейчас относят к литературе YA. Позже в жанр добавилось больше экшена и захватывающих приключений, и самый известный пример — «Гарри Поттер» Джоан Роулинг. 

Однако самая важная составляющая YA не в сюжетных особенностях и не в возрасте читателя, а в фокусе внимания именно на юных персонажах. На героях, находящихся в этот самый момент между мирами — и, как следствие, в состоянии хрупкой неопределенности и обостренной чувственности. 

В романе английского писателя Тома Поллока Heartstream таких героинь две. Автор последовательно разворачивает истории Эми и Кэт, девушек из условного завтра. В скором будущем техника доходит до того, что позволяет транслировать эмоции другим пользователям через мобильное приложение — и Эми, маскируя на похоронах матери передатчики под шляпой, становится известной стримершей со своими поклонниками. Кэт — глава подобной группы фанатов; правда, их объект обожания типичен для девочек всех времен — это популярный бойбэнд из Лондона. Девушки не находятся по разные стороны баррикад — напротив, они обе быстро оказываются в сетях жестких систем. 

То, в чем они находили поддержку в трудные моменты (в чувстве единства с другими, в ощущении сообщества, в вере, что свою боль можно разделить с людьми), в один момент оборачивается против них, и среда, как паук, начинает обвивать их прочной паутиной. 

Пусть мы пока еще не ходим с присосками на голове, чтобы передавать эмоции, однако проблемы, которые обнажает в романе Том Поллок, в полной мере характерны для сегодня. Виртуальный мир — уже давно не островок безопасности, где можно отдохнуть после трудного дня, выдумать себе легенду и образ, сохраняя анонимность. Он настолько поглотил реальность, что хочется спрятаться туда, где он еще не распространился, как пандемия. Туда, где можно восстановить эмоциональный ресурс: сходить в музей или кинотеатр, послушать музыку, почитать хорошую книгу.

Но всё уже оплетено виртуальными сетями, как в романе Поллока и сериале «Чёрное зеркало».

Текст: Анастасия Житинская

Газета «Деловой Петербург»