Ковёр как портал. Елена Голованова о книге «Триста тысяч узелков»

30 октября 2023

Елена Голованова — профессиональный журналист, много лет пишущий для журналов Robb report, «Cобака.ру», «Аэрофлот», S7, «Баку», в том числе об архитектуре и путешествиях по России. Первой книгой Елены в издательстве была любимая «Игра в архитектуру». У кого есть экземпляр, тот счастливчик! А ещё Елена часто ездила в этнографические экспедиции на Кавказ, общалась с ковроделами разных стран, написала много работ на тему ковров и их создания. И осталась совершенно очарована этим искусством — настолько, что решила через сказочную историю рассказать о нём тем, кто, возможно, до сих пор не обращал на ковры никакого внимания.

В ноябре в «Поляндрии» выходит её книга «Триста тысяч узелков» с иллюстрациями Маши Пряничниковой. Елена рассказала о книге.


Сразу скажу — я не умею читать ковры. Но я знаю людей, которые умеют делать это очень хорошо, и кое-чему у них научилась. Приезжаешь в какое-нибудь село на Кавказе — так высоко в горах, что там даже не растут деревья, дома сложены из камней или из кирпичиков кизяка. Люди там живут, мягко говоря, очень скромно. И ты их спрашиваешь: «А ковры у вас есть?» Тебя отводят в отдельную комнату, где нет ничего, кроме ковров, где их хранят, как самое ценное сокровище, и начинают разворачивать перед тобой и про каждый рассказывают историю.

Прошлым летом мы с девятилетним сыном гостили у Фатимы Агамирзаевой в её ковроткаческой мастерской в городе Губа. Себастьян, любитель футбола и майнкрафта, пропадал среди станков, за которыми работали женщины в платках, иногда ему позволяли завязывать узелки, и это выглядело немножко как сбой в матрице — две непересекающиеся реальности вдруг пересеклись. Я стала думать, как рассказать ребёнку XXI века обо всём, что вмещает в себя понятие «ковёр», как показать его красоту, его смыслы, его невообразимую сложность.

Мы решили сделать книгу в жанре «нарративный нон-фикшн», чтобы это была не энциклопедия с сухими историческими фактами, а сказочная история, которая бы погрузила читателя в атмосферный мир ковров: где герой проходит через ковёр, как через портал, путешествует по караван-сараям, мастерским, домам простых людей и шахским дворцам, летает на ковре-самолёте, рассматривает археологические находки и гобелены Рафаэля, своими руками завязывает узелки и да — учится читать ковёр.

На самом деле, если кто-нибудь из наших маленьких читателей, прочитав книгу, подойдёт к ковру (который наверняка есть в доме), положит на тёплый ворс свою ладонь и задумается, я, честно, буду считать, что книжка удалась!

     


Специально для polyandria.ru