Интервью с Александрой Хворост и Анной Ельчиной, автором и иллюстратором книги «Пауль»

29 октября 2023

В ноябре в детской редакции выходит книга Александры Хворост «Пауль» с иллюстрациями Анны Ельчиной. Поговорили с автором и художником об участии в опен-колле издательства, любимых книгах, процессе и вдохновении, ритуалах и планах.


— Давайте поговорим о «Поляндрии». С чего всё началось?

САША: «Поляндрия» — это мечта каждого писателя. Я очень давно хотела поработать с вами и внимательно следила за активностями издательства. Когда объявили open call для художников, я долго думала, какой же проект подать и с кем. А потом написала Ане и отправила ей текст про Пауля. Аня ответила почти сразу. Мне кажется, пока Аня читала текст, у неё уже родился в голове образ этого потрясающего лохматого пса. Так появился один из главных героев книги. А дальше — случилось чудо! Ответ на моё письмо пришёл через несколько дней! Художественный редактор «Поляндрии» Ольга Явич написала, что редакцию очень заинтересовал наш проект, и предложила сотрудничество.

АНЯ: Всё началось, конечно, с любви! «Поляндрия» — это Мекка для иллюстратора, рисующего в ручных техниках. Когда был объявлен open call, у меня не было своего проекта, который можно было бы предложить на рассмотрение, я отправила просто портфолио и некоторые идеи для пока никак не реализованной книги. Тем временем Саша прислала мне текст «Пауля» с предложением попробовать сделать несколько разворотов. Ну а дальше вы уже знаете! 

— Какая ваша любимая книга у «Поляндрии»?

САША: Мне очень нравится книга Тоона Телегена «Письма только для своих». Осень — самое время для того, чтобы сесть в кресло, укрыться пледом и прочитать эту немного абсурдную, но очень душевную историю. Из последних, что хотелось бы почитать, — это «Золото» и «Пещера танцующих зверей».

АНЯ: Трудно назвать что-то одно, всё такое тёплое и ламповое. «Новые соседи господина Выдры», «Автобусная остановка», «Цветочная книга шмеля». Иллюстрации Сары Стюарт к книге «Библиотека» я много лет назад увидела в соцсетях и просто влюбилась в них — это было точное попадание в меня, это же был мой портрет, только я не ношу очки. Книги всегда были моей семьёй, моим миром, как и у Элизабет Браун.

— Как родилась идея книги? И сколько продлилась работа над ней?

САША: Этот текст очень быстрый. Я написала его на одном дыхании. У меня есть пёс, йоркширский терьер. Он уже очень старенький. И наблюдая за ним, я вижу, как с каждым годом он становится ближе к хозяину. Проводит рядом со мной всё время: рядом спит, сидит, лежит. Чем он старше, тем больше ему нужен человек. И вот эта его стариковская беспомощность натолкнула меня на мысль о том, что же может случиться с пожилой собакой, когда хозяин уходит. Может ли быть у этой истории счастливый конец?

АНЯ: Очень необычно для меня. Кажется, процесс шёл без участия моего сознания. Эта книга родилась сразу. Прочитав текст, я уже знала, как её делать, было очень сильное ощущение книги. Обычно над книгой я работаю в паре с автором или редактором. Спрашиваю для начала, как автор её себе представляет, какие настроение, цвет, персонажи и прочее уже есть в голове у автора, что для него критично в визуальной составляющей будущей книги. Мне важно реализовать авторское представление о том, какая эта книга и особенно герои, и я стараюсь услышать его и встроиться в эту вселенную. А потом показать её другим. Делаю несколько вариантов персонажей — автор выбирает или уточняет описание. Я согласовываю с ним все этапы.

   

Прочитав «Пауля», я ярко увидела, как его нужно делать. Как будто открываешь дверь — и там этот мир. Можно ходить среди персонажей, как внутри кинофильма, видеть их жизнь, их историю. Я очень боялась растрясти это знание, поэтому никому не показывала рисунки, пока не были готовы несколько разворотов. Саша мне прислала референсы (тоже, кстати, в первый раз; раньше она отдавала всё мне на откуп, только выбирала персонажей из предложенных), как ей видится этот пёс и эта история, но я не стала открывать, чтобы не сбиться. Отправляя ей готовые развороты, я очень волновалась, ведь я ставила её перед свершившимся фактом, да и стиль сильно отличался от того, что мы делали раньше. Но Саша одобрила! 

— Так ли вы представляли героев своей истории? Сколько времени потребовалось, чтобы увидеть их нарисованными?

САША: Ане удалось попасть в настроение этой истории. У меня были образы, но они никак не визуализировались. И когда Аня показала мне первые эскизы — сразу стало понятно, что это они, герои нашей истории. Именно такими они и должны быть!

АНЯ: Иллюстрации рисовались очень быстро, стекали с карандаша. Для этого проекта я рисовала сразу начисто, без черновиков. Если иллюстрация не получалась, рисовала ещё раз. Взяла довольно большой формат бумаги, чтобы рука не стеснялась. Как раз перед этим купила здоровенный скетчбук и работала в нём.

     

— Что вас вдохновляло во время работы над книгой?

САША: Я очень люблю животных. У меня живут старенький йорк и три невероятных мейн-куна. Глядя на них, легко писать такие тексты.

АНЯ: На протяжении всей работы над книгой мне казалось, что я в прекрасном сне, не верилось, что это на самом деле происходит. Меня очень вдохновляла и поддерживала Ольга Явич — это редактор мечты. Человек глубоко интеллигентный, тонко чувствующий, тепло поддерживающий, всегда на твоей стороне. Я ведь в первый раз доверилась своему чутью, вытолкала внутреннего зрителя-оценщика и рисовала свободно. И оказалось, что это кому-то нужно, уместно, вызывает отклик.

— Как вы придумывали героев?

САША: Часто, гуляя в парке, мы видим собаку и хозяина. Меня всегда удивляет, как такие разные существа (человек и собака) могут быть настолько похожи друг на друга и дополнять друг друга.


И очень часто среди гуляющих есть пожилые люди с собачками. Эти пары особенно трогательны. Пожилые люди не спеша идут по дорожкам, заботливо помогая своим немолодым питомцам обходить препятствия, укрывая их от ветра или пряча от сильного снега. Их забота и любовь трогательна и бескорыстна. Пауль и его питомец — одна из таких счастливых пар, которые волей случая обрели друг друга.

АНЯ: В поиске персонажей я использовала трогательное фото с дедушкой моего мужа, мы гостили у них, и я прицельно приглядывалась! 

— Что для вас важнее — процесс или результат?

САША: Результата без процесса не бывает, поэтому, наверное, и то, и другое одинаково важно. Наверное, для книги результат — это не столько её выход, сколько те чувства и мысли, которые она затронет, попав в руки читателей. Именно получая отзывы, тёплые слова, мы сможем сказать: «Да, у нас получилось!»

— Для кого ваша книга? Как вы представляете себе вашего читателя? 

САША: Я думаю, эта книга вне возраста. Она об искренности в отношениях, о любви и дружбе, а эти чувства понятны и детям, и взрослым. 

— Расскажите о вашем дне, есть ли какие-то ритуалы, рутина, когда вы пишете книгу и работаете над иллюстрациями?

САША: Я обычно пишу вечером, после того как дети засыпают. Кроме ноутбука и ежедневника на моём столе всегда кофе в любимой кружке, шоколадная конфета и кот. Стараюсь убирать телефон, так как он отвлекает.

АНЯ: Я вообще человек рутины, мне в ней уютно. Утром я отправляю всех в школу, потом кофе в тишине и какое-нибудь кино, потом сажусь рисовать. Во время работы над проектом рисую ежедневно, а если нет, то очень трудно войти в ритм. Между книгами тоже рисую каждый день, только не чьи-то миры, а окружающий меня дом. Натюрморт — неисчерпаемая тема. Иначе рука перестаёт слушаться. Художник — как музыкант! 

  

— Что бы вы посоветовали самой себе в детстве?

САША: Съедай не больше одной конфеты в день (шутка).

АНЯ: Больше верить в себя и менее случайно подходить к рисованию. 

— Какие творческие планы?

САША: Хочу до конца года закончить текущие проекты и начать (или скорее продолжить) повесть, над которой думаю весь 2023 год. Очень хочется сделать ещё один проект с «Поляндрией». Я отправляла на рассмотрение детектив, держу кулачки, чтобы всё получилось.

АНЯ: План простой — совершенствоваться в профессии.


Специально для polyandria.ru