Идея, которая родилась в воздухе. Интервью с Натальей Песочинской

16 августа 2023

Наталья Песочинская — автор книг для детей и подростков и сценарист мультфильмов. В августе в детской редакции вышла ее книга «Амалия Коко де Нель в погоне за временем» — уморительная сказка про курицу-певицу для всех, кто в водовороте городской жизни пытается не только всё успеть и никуда не опоздать, но и находит время помечтать, порадоваться встрече с друзьями и не забыть об отдыхе!

Поговорили с Натальей о том, как создавалась эта история, джазе и Лиссабоне, детстве и творческих замыслах. 


— Расскажите немного о себе. Как вы стали детской писательницей? 

— Я родилась в маленьком сибирском городе со знаменитым названием Бородино. С 7 до 20 лет играла на скрипке и во время учёбы сменила несколько сибирских городов. Позже переехала в Санкт-Петербург, получила профессию искусствоведа — арт-эксперта, работала в художественной галерее, организовывала выставки. После рождения дочери Лисы познакомилась с современной детской литературой, мне захотелось писать сказки, и я целиком окунулась в новое занятие — писательство.

— Давайте поговорим об издательстве. С чего всё началось? 

— Первые договоры пришли ко мне с первым же письмом в издательство «Речь». Точнее, сразу три договора! Конечно, это огромное для меня событие окрылило и вдохновило. С тех пор я начала сотрудничать со множеством издательств и даже с анимационными студиями. Например, я писала сценарии к мультфильмам «Смешарики», «Умка» и для ещё одного сериала, премьера которого состоится очень скоро. Мечтаю об экранизации собственных книг и сюжетов!

— Какая ваша любимая книга у «Поляндрии»?

— Это всегда ужасно сложно — выбрать любимое среди любимого. Ну, начну с Тоона Теллегена — все его книги обожаю. Люблю такой мягкий, тонкий, лиричный даже абсурд. Очень нравится идея «Мелодии жизни» Луи Тома. Тоже так чувствую. Книги Томаса Тейлора... а ещё... ох, это и правда очень сложно! Лучше остановиться!

— Как родилась идея книги? 

— Идея книги родилась в воздухе. Во всех смыслах! Встреча с идеей произошла в Лиссабоне. Мы с моим любимым пришли в парк «Эштрела», где живет очень много павлинов и... кур! Вообразите моё удивление, когда я увидела пухлых рыжих кур на высоте примерно 3–4 метров от земли, — они расселись на дереве и чувствовали себя превосходно. Так мне, во всяком случае, показалось! В то время мы жили недалеко от «Эштрелы», напротив дома знаменитой португальской певицы Амалии Родригес. И когда мой мужчина произнёс: «А напиши книгу про курицу Амалию?», я рассмеялась. Какие ещё курицы, да ещё и Амалии, ну в самом деле! Но как только мы вернулись с прогулки, перед глазами, будто кубики тетриса, посыпались картинки. И я увидела сюжет целиком — от куриного хвоста до хохолка. Такое со мной бывает крайне редко. Обычно я знаю или только начало, или только конец истории. Не теряя времени, я села и записала всё, что буквально свалилось на меня с дерева!

— Есть ли у Амалии Коко или других героев реальные прототипы? Амалия в чём-то похожа на вас? 

— В книге определённо есть прототипы. Амалия, безусловно, похожа на меня. Или я на неё. Многие рассуждения Амалии (и особенно глава про мумию) — это мысли автора, просто в куриной голове!

А ещё я терпеть не могу опаздывать. Я начинаю нервничать и забрасывать ожидающих меня эсэмэсками: я в пути, я уже ближе, ещё чуть-чуть! Ох-квох, да как же так! В общем, веду себя просто отвратительно. Но как и Амалия, я учусь справляться с суетой и управляться со временем. Ведь времени не существует! Нужно просто представить, что всё успеваешь, — и так и будет!

Что касается других героев, я позаимствовала имя у мужа Амалии Родригес для кенгуру Сезара. А ещё слизала транспорт с улиц Лиссабона. В этом городе всё движется, как и на страницах «Амалии». Самокаты, сегвеи, забавные ретро-машинюшки, веспы, гиппобусы — автомобили-амфибии. И одну штуку я когда-то подсмотрела в Праге, лет 15 тому назад. Вот и пригодилась. Выглядит, как карусель с педалями, при этом едет по улице вперёд!


— Что было легко, а что трудно в работе над книгой? 

— Мне кажется, это моя самая лёгкая для меня книга. Она написалась на одном дыхании. Лишь одна глава была вставлена уже после того, как история была готова, и я сомневалась, нужно ли её оставить. Но моя великолепная редактор, Екатерина Дубянская, оставила её на месте. Кстати, с редактором мне очень повезло. Она мгновенно уловила юмор и ритм текста. И редактура тоже получилась лёгкой. Это так здорово!

— Амалия — джазовая певица, и в посвящении вы упоминали Амалию Родригес. Вы тоже любите джаз? 

— Амалия Родригес — великая исполнительница португальского фаду. Этот жанр сравнивают с фламенко, хотя есть довольно серьёзные отличия (одно саудаде чего стоит, просто погуглите!). Моя Амалия поёт джаз. Я и сама дома постоянно что-то пою и напеваю. Кстати, очень часто джазовое. И надеюсь начать брать уроки джазового пения. Чувствую позывные из детства!

— Так ли вы представляли своих героев, когда придумывали эту историю? Удалось ли иллюстратору показать героев такими, какими вы их себе представляли? 

— Алиса Юфа — богиня иллюстрации! Собственно, на этом можно остановиться... Мне вообще очень везёт на иллюстраторов, тьфу-тьфу-тьфу. С Алисой получилось попадание на тысячу процентов! Иногда я угадываю художника для моих книг — так было трижды. И всегда чётко вижу стилистику будущей истории.

В этой истории много юмора, музыки, смены тональностей и нот абсурда, а ещё много персонажей, красок, движения. Алиса Юфа сделала это всё и сразу. И когда всё моё помножилось на всё её — я ощутила бешеный восторг! Мне захотелось взлететь на ветку дерева (или самую высокую башню) и во все горло запеть джаз. Что-то из классики, типа What a wonderful world или And I’m feeling good!

— Для кого ваша книга? Как вы представляете себе вашего читателя? 

— Моя книга для всех-всех-всех. В идеале — для семейного чтения. Для меня книга — всегда повод для общения, для разговора. Особенно книга с юмором. Мне кажется, лучше всего людей сближает именно юмор и смех. А Амалия, надеюсь, насмешит и детей, и взрослых. К тому же взрослые могут обсудить с детьми важные вопросы, затронутые в книге. Мне хочется надеяться, они заметны. Или объяснить ребёнку новое, непонятное. А ещё послушать вместе джаз! Или отправиться вместе на джазовый концерт. Да, это было бы здорово!

— Возможно ли продолжение этой истории? 

— Продолжение истории возможно! В самом конце, когда сбылась мечта Амалии (не буду говорить какая), я поняла — вот же начало новой истории! Пока тетрис не высыпался на меня целиком, но если Дарина и команда «Поляндрии» будут не против узнать о дальнейших приключениях Амалии, я бы потрясла коробочку и поговорила с новыми персонажами. Нескольких из них я уже знаю, но явно ещё не всех.

— Расскажите о своём дне. Есть ли какие-то ритуалы, рутина, когда вы пишете книгу? 

— Со временем я поняла, что все танцы с бубнами вокруг книги — это мой повод не писать. Да-да, у меня все ритуалы работают наоборот. Чем больше ритуалов — тем меньше дела. Так что главный ритуал для меня — подойти к ноутбуку и открррыть его! Ну, можно ещё сказать ему что-то ласковое: «так вот ты какой, олень северный». И всё. Больше желательно ничего не говорить. А просто писать. Не пить кофе, не смотреть на Луну, не думать о слоне. Нет. Подойти, открыть и писать.

— Кто первым узнаёт о ваших творческих замыслах и кто самый первый читает финальный текст? 

— Сейчас первым узнаёт об идеях и планах мой любимый мужчина. Похоже, он становится опасным человеком — мне кажется, он начинает читать мои мысли! А ещё моя дочка Лиса. Благодаря ей я стала слышать и видеть истории, которые раньше порхали вокруг меня невидимками. Небольшие финальные тексты я читаю дома, вслух. Большие читают издатели и редакторы.

— Что бы вы посоветовали себе самой в детстве? 

— Хм-хм. Я бы сказала себе то же самое, что говорила мне мама — мир полон чудес. А ещё я бы сказала себе быть смелой. И попросила бы себя вести дневник! Мне его сейчас очень не хватает.

— Какие творческие планы?

—Творческих планов всегда множество. Но я, как Амалия, — хватаюсь за всё сразу, потом охаю, потом опять хватаюсь. Идей миллион, планов — вагон. Надеюсь, я впихну в своё время всё и сразу. И получу от этого большое удовольствие. Ведь у Амалии всё получилось! Значит, это получится у каждого. И у меня тоже!


Специально для polyandria.ru