Заинтересовать, пробудить любопытство, желание задавать вопросы и узнавать новое. Интервью с Дмитрием Мажоровым
В ноябре в детской «Поляндрии» выходит книга «Нефть» Дмитрия Мажорова с иллюстрациями Олеси Гонсеровской. Эта увлекательная энциклопедия посвящена любопытным фактам о «черном золоте» и его применении не только в промышленности, но и обычной жизни. Поговорили с автором о том, как возникла идея книги, из чего состоял процесс сбора материала, а также о том, как создать произведение, которое наверняка заинтересует юных читателей.
— Совсем скоро в «Поляндрии» выйдет ваша вторая детская книга — «Нефть». Почему вы решили посвятить ее именно этой теме?
— После выхода «Золота» я предложил издательству продолжить серию детских энциклопедий. Оказалось, что попытки написать про нефть уже были, но не увенчались успехом. Мы договорились, что я попробую найти подходы к сложной теме, и в результате это удалось. Возможно, кто-то увидит смысловую рифму — «Золото» и следом — «черное золото», но, как автор, я не думал о ней в процессе работы. Хотя, признаю, сейчас выбор выглядит очень логично.
— Есть ли в «Нефти» принципиальные жанровые и композиционные отличия от вашей первой книги «Золото»?
— Да, композиционно «Нефть» сильно отличается от «Золота». Первая книга почти полностью посвящена получению металла: геологоразведка, добыча руды, переработка, обогащение. Вторая, скорее, рассказывает о том, как и где применяются продукты, полученные из нефти. Хотя вопросам добычи и переработки также уделяется немало места. Идея изменить подход появилась, когда я начал знакомиться с материалом. Стало понятно, что нефть на этапе первичной переработки превращается в несколько разных веществ, и дальше начинается такая зубодробительная химия процессов с труднопроизносимыми названиями соединений, что становится сложно и скучно. И если в золотодобыче большинство процессов на виду, их можно показать — что мы с Олесей и сделали, то в нефтепереработке все происходит в закрытых резервуарах. Тогда я решил, что вместо нескольких разворотов про взаимодействие молекул гораздо интереснее показать, что внутри АЗС, из чего состоит асфальт или как работает реактивный двигатель. Все это непосредственно связано с нефтепродуктами, но вместе с тем понятно, осязаемо и интересно.
— Как строилась работа над «Нефтью»? Много ли времени вы трудились над текстом? Из чего состоял процесс сбора материала?
— Я уже говорил, что работаю в золотодобывающей компании, поэтому «Золото» писалось «из головы» процентов на восемьдесят. А вот про нефтедобычу я очень смутно помнил из школьного курса органической химии, поэтому «Нефть» — почти полностью новые для меня знания. После первого ознакомления с темой пришла идея рассказа о продуктах переработки, после чего подбирать материал стало просто. У меня был план глав и примерное понимание, о чем будет рассказ. На мое счастье, некоторые крупные нефтедобытчики и профильные вузы активно развивают направление образовательного видео — оттуда я почерпнул информацию про геологоразведку, добычу и переработку. В развороты про нефтепродукты старался подбирать факты, которые интересны или не очень понятны мне самому. Что касается времени, то моя особенность — долго готовиться, формулировать текст в голове, а потом быстро писать. Черновой вариант большинства глав был готов дней за 7-10, но этому предшествовал месяц, если не больше, погружения в материал. Ну а дальше начались доработки, их всегда много, потому что возникают вопросы у команды — редактора, иллюстратора, научного консультанта. Для автора, который «в тексте», это очень полезный этап — возможность взглянуть на написанное со стороны.
— Много ли интересных фактов о нефти вы почерпнули сами, когда создавался текст? Можете поделиться одним, который удивил вас более всего?
— Как я уже говорил, почти все, что связано с нефтедобычей, для меня было неизведанной областью. Наверное, больше всего я удивился тому, что нефтяные месторождения — это вовсе не подземные озера, а скорее губки, где в мельчайших капиллярах содержится нефть. А еще я не знал, что существуют центры управления бурением (почти как космические центры управления полетами), — оператор контролирует процесс в Санкт-Петербурге, а буровая работает в Сибири. Ну и получил ответ на вопрос, как работают плавучие буровые платформы, когда глубина от поверхности до дна — километр или даже больше.
![]() |
![]() |
— «Нефть», как и «Золото», сопровождается иллюстрациями Олеси Гонсеровской. Можно сказать, что у вас уже сложился рабочий тандем. Довольны ли вы результатом?
— Мы сработались еще при работе над «Золотом». Поэтому сейчас я с самого начала понимал ее подход к иллюстрациям и некоторые факты отбирал специально такие, которые можно интересно нарисовать. Мне нравится, что Олеся всегда очень внимательно изучает текст, задает вопросы, если что-то непонятно или кажется противоречивым. Я, со своей стороны, полностью доверяю ее визуализации, и если позволяю себе давать комментарии, то только связанные с фактической стороной. Хотя если возникают сомнения или предложения, что можно улучшить, — делюсь, но больше в рекомендательной форме.
— В книге не только иллюстрации Олеси, но и еще и шутки. Можете рассказать, что они из себя представляют?
— Когда меня хвалят за шутки из «Золота», я все время поправляю — это заслуга Олеси. В «Нефти», как мне кажется, их еще больше, и они еще смешнее. Энциклопедия, на мой взгляд, вообще очень сложный жанр — здесь графика и текст взаимодействуют друг с другом почти так же плотно, как в комиксах. Шутки добавляют третье измерение: связывают героев и предметы непосредственно в иллюстрации и пробрасывают смысловой мостик к тексту. Как они рождаются у Олеси — лучше спросить у нее, я лишь могу сказать, что они очень к месту и мне нравятся.
— В это раз читателей на страницах книги сопровождает не Федор, а Юлия. Это реальный человек?
— И Федор, и Юлия — это собирательные образы. Федор, насколько я знаю, родился сначала картинкой, и даже имя получил благодаря схожести с одним из знатоков «Что? Где? Когда?». А потом на страницах книги приобрел характер. С Юлией была другая история: сначала мы с Олесей обсудили, как мы себе представляем героиню. Не визуально, а с точки зрения поведения в разных ситуациях, ее мотивов, желаний. И уже это текстовое описание стало основой для внешнего вида. Кстати, с именем долго не могли определиться, но нам повезло — нашли реальное историческое лицо: Юлию Лермонтову, которую знал и с которой работал знаменитый Дмитрий Иванович Менделеев, и чья область научных интересов была связана как раз с нефтегазовой отраслью.
— Удалось ли вам описать в «Нефти» все, что вам хотелось о ней рассказать? Или были какие-то сведения, которые не вошли в финальный текст?
— Я считаю, что моя главная задача — заинтересовать ребенка, пробудить любопытство, желание задавать вопросы и узнавать новое. Мне кажется, и в «Золоте», и в «Нефти» заинтересовать ребенка, пробудить любопытство, желание задавать вопросы и узнавать новое — все это удалось. Конечно, каждый разворот при желании можно превратить в два, три и так далее, но, наверное, легкое чувство информационного голода лучше, чем ощущение, что тебя насильно пичкают знаниями. Поэтому отвечу так: «Нефть» получилась именно такой, какой должна быть, и если что-то осталось за пределами обложки, я по этому поводу не переживаю.
— Видели ли ваши близкие «Нефть» (хотя бы в виде макета)? Какие впечатления она вызвала у них, в частности — у вашего сына?
— Конечно, как только у меня на руках оказываются первые наброски разворотов, я сразу их распечатываю и приношу домой показать. Если коротко — то они всегда вызывают бурный восторг. И хотя в первых версиях еще нет всех фирменных Олесиных шуток, сами иллюстрации уже неожиданные и яркие. Просто текст моим близким по большей части знаком в пересказах — в процессе работы я обычно делюсь тем интересным, что узнал сам, получается что-то вроде теста: все ли понятно, интересно. А вот его интерпретация в картинках всегда непредсказуемая.
— Поделитесь своим родительским опытом, как (и можно ли) родителям привить и поддерживать интерес детей к чтению? Помогает ли в этом ваша профессия писателя?
— Мой родительский опыт говорит, что привить интерес вопреки желанию ребенка невозможно. Но есть свои хитрости. Сейчас очень активно развивается формат аудиокниг, начать можно с них. Например, школьную программу вполне можно слушать, если, конечно, это активное слушание. Но далеко не всем книгам такой формат подходит — детским энциклопедиям точно нет. С другой стороны, такие книги, как «Золото» и «Нефть», как и вообще качественно изданную детскую литературу, интересно не только читать, но и рассматривать иллюстрации. Поэтому книгу можно дать ребенку не почитать, а посмотреть. В конце концов, комиксы — еще один отличный способ, не зря же их называют графическими романами. Главное, не мешать ребенку знакомиться с литературой в том формате, в котором ему комфортно. Что касается меня лично, то привить интерес сыну к чтению больше помогает не писательство, а образование и... домашний питомец. Я застал то время, когда на факультете журналистики были великолепные курсы по литературе и литературоведению. Что-то запомнилось с тех времен, какие-то лекции я нахожу в интернете. И вечером, когда мы гуляем с собакой (а это не меньше часа), иногда делюсь с сыном находками. Мне кажется, что когда знаешь чуть больше о книге, авторе или времени, когда она была написана, чтение становится еще более увлекательным.
— Обе ваши детские книги можно отнести к научно-популярному жанру. Вам он явно близок и хорошо удается. Есть ли творческие планы продолжить создавать произведения на схожую тематику или же хочется попробовать нечто принципиально новое?
— Да, научно-популярную литературу для детей писать очень интересно. Ведь чтобы что-то объяснить простым языком, нужно сначала детально разобраться в предмете, а это всегда новые открытия для меня лично. Поэтому творческие планы продолжать есть, тем более что вокруг очень много неохваченных отраслей. Кроме научно-популярных книг у меня есть серия взрослых рассказов и несколько текстов для детей, в том числе — новогодняя сказка, правда, они пока не нашли своего издателя и по большей части существуют только в интернете. Хотя и здесь есть задумка: совместить полноценную детскую художественную прозу с занимательными образовательными вставками. Мне кажется, что может получится интересно!
Беседовала Юля Кузмина