«Мышонок Алекс» — история о свободе, смелости и выборе. Интервью с Екатериной Ройз
Екатерина Ройз — художница и иллюстратор детских книг родом из Сибири.
Рисовать любила с детства. Параллельно с получением высшего образования в Томском университете по специальности «реклама» посещала художественную школу для взрослых, занималась в мастерской известного сибирского живописца Петра Павловича Гавриленко. Дебютом Екатерины в детской литературе стала обложка к сборнику Нины Дашевской «Второй». Впоследствии она приняла участие в проекте «Сказки в стиле великих художников», нарисовав «Русалочку» в стилистике Клода Моне. Самым известным на сегодня иностранным произведением с иллюстрациями Екатерины является книга американской писательницы Патрисии Блэк-Гоулд The crystal beads («Хрустальные бусины») о девочке, пережившей Холокост. В свободное от творчества и воспитания маленькой дочки время Екатерина проводит уроки рисования для детей и взрослых. С 2017 года живёт с семьёй в Израиле.
В сентябре в детской редакции выйдет авторская книга Екатерины «Мышонок Алекс». Поговорили об этом и не только.
— Расскажите о том, как вы стали автором детских книг.
— Возможно, это странно прозвучит, но я как будто всегда знала, что однажды напишу книгу. Я с детства придумывала персонажей и истории, которые с ними происходили. Видимо, в какой-то момент я просто набралась достаточно смелости, чтобы поделиться одной из этих историй с большим количеством людей.
— Какие книги вы любили читать в детстве?
— Я обожала энциклопедии про динозавров и доисторический мир. Удивительно, но почти ничего художественного сама не читала.
— Давайте поговорим о «Поляндрии». С чего всё началось?
— Пару лет назад художественный редактор «Поляндрии» Оля Явич предложила мне попробовать сделать иллюстрации для книги Елены Головановой «Триста тысяч узелков». У меня тогда не было возможности взяться за этот проект, и книгу в итоге проиллюстрировала Маша Пряничникова (на мой взгляд, получилось просто прекрасно!). У меня остались контакты Оли, а ещё было ощущение, что она именно тот человек, которому я первому предложу свою книгу. Так и получилось.
— Какая ваша любимая книга у «Поляндрии»?
— Очень люблю «Леопарду» Натальи Шалошвили — хожу в неё за вдохновением и умиротворением.
— Как вы искали свой стиль в иллюстрации? И меняется ли он от книги к книге?
— Мне кажется, что поиск стиля — это бесконечный процесс. У меня с возрастом даже почерк поменялся, рисунки тоже трансформируются. В быстрых набросках у меня больше свободы, чем в иллюстрациях, и в «Мышонке» я постаралась найти баланс между лихим рисованием и слишком большой вылизанностью и сухостью.
— «Мышонок Алекс» — ваша первая авторская книга. Что появилось в начале — история или иллюстрации?
— История появилась первой. Иллюстрации шли следом за героями и развитием сюжета. Позже появилось ощущение, что книга сама меня ведёт.
— Как вы придумывали героев и откуда появились мышонок Алекс, черепаха Клара и канарейка Майя?
— Мышонок появился сразу, мгновенно, вместе с историей. Черепаха была следующей и, конечно, мне хотелось создать персонажа, которого каждый человек знает, — это такая бабулька у подъезда или дед из гаража. Майя — противоположность Кларе. Канарейка в книге не касается земли совсем, в отличие от приземлённой Клары, она лёгкая и звенящая. Даже внутри её клетки кусочек неба, её стихия, и ничто не может изменить её желания быть свободной, как все птицы.
— Есть ли у вас домашние животные? Может быть, у вас тоже были когда-то мышата, черепахи и птицы?
— Сейчас у меня нет домашних животных, но в детстве жил кот и белая крыска. Черепаха тоже была, но уже во взрослом возрасте (видимо, он и продиктовал её завести).
— Как проходила работа над книгой?
— У меня маленькая дочь, поэтому я работала над книгой по ночам и в выходные. В остальное время, когда не было возможности рисовать, я просто размышляла, придумывала какие-то фишки и искала решения для книги. В общем, не работала я над книгой, только когда спала, но это не точно!
— О чём эта история и чем она особенная для вас?
— Это история о свободе, смелости и выборе. В книге очень простая и прозрачная метафора. Откуда мы знаем, что действительно видим мир таким, какой он есть?
— Что вас вдохновляло во время работы над книгой?
— Было очень страшно, и этот страх вдохновлял. Очень не хотелось сплоховать. Хотелось сделать максимум, на который я способна. Не могу сказать, что я на 100 % довольна тем, что получилось, но отдельные моменты удались.
— Что было самое лёгкое и самое сложное в работе над книгой?
— Самым лёгким было нарисовать Клару. Самым сложным — обложка и отдельные развороты. Например, первый разворот и разворот в самом конце, где мышонок сидит на стуле и смотрит на приоткрытую дверь. Я эти развороты перепридумывала и переделывала много-много раз.
— Что для вас важнее — процесс или результат?
— Всё одинаково важно.
— Есть ли у вас большая мечта, связанная с профессией?
— Хочу выиграть конкурс в Болонье. И пожить и поработать в какой-нибудь арт-резиденции в Берлине или в Париже.
— Есть ли у вас ритуалы, связанные с работой?
— Ничего особенного — заварить чай, послушать что-то интересное фоном.
— А чем вы занимаетесь в свободное от работы время?
— Пока что я занимаюсь работой в свободное время.