Дети, слова и облака заключают в себе бесконечные миры. Интервью с Изабеллой Палья, автором книги «Коробка»

18 января 2023

Изабелла Палья — современная итальянская писательница. На сегодняшний день издано более двенадцати её книг, одна из которых — «Коробка», с иллюстрациями Паоло Пройетти, вышла в «Поляндрии» в переводе Нины Фрейман.

Чтобы никогда не скучать, Изабелла не только пишет книги для детей и подростков, но и работает редактором в онлайн-издании Book Avenue KIDS, сочиняет стихи и создает сценарии для мультфильмов, сотрудничает с больницами и ассоциациями, помогающими детям.

Спросили у Изабеллы, как рождаются её истории и почему она пишет для детей, а не для взрослых. Бонус — десять полезных советов о том, как привить детям любовь к чтению.


— Как появляются ваши истории?

С раннего возраста я была увлеченным, страстным читателем и изобретательным рассказчиком. Ребёнок, который лазал по деревьям, чтобы наблюдать за миром с разных точек зрения, особенно вверх ногами, всегда с книгой и домашним питомцем рядом. Истории обретали форму, они прятались, двигались и, как ветер, меняли направление, сюжеты и концовки. Другие дети пораженно восклицали: «Оооо... Давай... Давай! Но чем закончилась история?» Дети, слова и облака заключают в себе бесконечные миры — и это то, что доставляло мне радость тогда и доставляет до сих пор!

Как только я научилась писать, я стала переносить свои рассказы на бумагу. Писать для меня — как дышать, и я ничего не могу с собой поделать. Так было всегда. Я пишу везде и всюду. Когда персонаж стучит в мою дверь, я приглашаю его войти. Садись, давай поговорим. Если он вернётся на следующий день, а потом и на следующий, — значит, его история важна и заслуживает того, чтобы её услышали. И я слушаю, пока не напишу слово «конец».

— Почему вы пишете для детей?

Как ни странно, писать для детей сложнее, чем для взрослых. Писать для детей — значит писать для всех. Это большая трудность. Детские книги — это микрокосмы, представляющие собой весь мир. В книгах дети всегда пророки, потому что, как и в жизни, они учат нас тому, что необычное находится в обычном. Кроме того, у маленьких читателей есть чутьё, у них нет фильтров взрослых, и они не читают книгу, если она того не стоит. Я убеждена, что мы обязаны детям самым лучшим из того, что может предложить человечество. Вот почему я решила писать для них с такой страстью и преданностью. Мне нравится заставлять их улыбаться и думать! Я получила много важных и престижных наград, однако наибольшее удовлетворение доставили мне те, в жюри которых были дети не старше десяти лет.

— Самый частый вопрос родителей: как привить детям любовь к чтению?

Одна из основных вещей, которую нужно сказать родителям, такова: читайте своему ребёнку, потому что чтение книги — это акт любви. Я сформулировала десять полезных советов о чтении детям.

  1. Когда читать. Выберите момент дня, когда вы чувствуете себя спокойно и когда ваш ребёнок не занят другими делами (ест, играет, отдыхает и т. д.).
  2. Где читать. Найдите подходящее место для чтения. Это может быть кресло в детской, ковёр с подушками, родительская кровать. Главное, чтобы обстановка была тихой, гостеприимной и, возможно, светлой.
  3. Создавайте ожидание. Прежде чем начать читать, предвосхищайте этот опыт радостными словами и искренним энтузиазмом. Помните, если ребёнок увидит, что взрослый вовлечён и участвует, он проявит такой же интерес, как и вы.
  4. Что читать. Выбирайте соответствующую возрасту книгу, которая нравится и вам.
  5. Правильное положение. Сядьте удобно и держите ребёнка на руках во время чтения, чтобы вы оба могли смотреть в книгу.
  6. Сколько читать. Первые несколько раз посвящайте чтению ограниченное количество времени, не более 10–15 минут. Очень важно удерживать внимание детей младшего возраста.
  7. Не расстраивайтесь, если во время чтения ребёнок отводит взгляд или не проявляет любопытства. Вы можете попробовать изменить темп чтения, заинтересовать его вопросами. Но если он нервничает или раздражается, остановитесь. Попробуете ещё раз в другое время.
  8. Как читать. Читайте как можно более естественно, соблюдая паузы, изменяя скорость чтения, имитируя крики животных, эмоционально выкрикивая весёлые выражения и т. д. Короче говоря, сопереживайте и сделайте чтение живым и стимулирующим занятием. 
  9. Что делать после чтения. Дать ребёнку ознакомиться с книгой как с предметом, свободно манипулировать ею, попробовать её на вкус и научиться её узнавать. 
  10. Правильное размещение. После чтения положите книгу на низкую полку, чтобы ребёнок мог легко до неё дотянуться, чтобы он мог взять её, когда захочет. Постепенно вы будете добавлять новые книги, чтобы создать его личную библиотеку, место волшебных и чудесных историй.