Книги — это архивы человеческого духа, и нет ничего, что нравилось бы мне больше, чем исследовать их с помощью иллюстраций. Интервью с Марианной Феррер
Марианна Феррер родилась в Венесуэле, а в 1998 году вместе с семьёй переехала в Канаду. Иллюстраторскому мастерству обучалась в колледже Доусона, а графическому дизайну — в университете Квебека в Монреале, где её преподавателем был известный канадский мультимедийный художник Мишель Лемье. В детстве Марианна проводила много времени, наблюдая за природой. Потом этот опыт, искреннее любопытство и внимание к деталям вдохновили её на создание «Невидимого сада», «Тукании» и других работ. Её книги отличаются невероятным очарованием, мягкостью и глубиной. Она создаёт захватывающие и нежные вселенные, полные чудес и мечтаний.
— Как устроена ваша студия?
— Моё рабочее пространство всегда должно быть уютным и весёлым, чтобы я могла находиться в наилучшем настроении во время рисования. Работаю ли я за большим письменным столом в спальне или за кухонным столом, для меня важно, чтобы всегда можно было взглянуть в окно. Я хочу получать как можно больше вдохновения и солнечного света снаружи (и убедиться, что мои комнатные растения тоже счастливы)! Также меня окружают художественные материалы, всевозможные причудливые заколки, чтобы мои длинные волосы случайно не окунулись в грязную воду с краской и не размазали свежие работы, а ещё ноутбук, чтобы слушать музыку или смотреть фильмы во время работы.
— С чего начинается ваш творческий процесс?
— Я делаю разлиновку — это когда лист заполнен крошечными пустыми разворотами, чтобы можно было рисовать, не отвлекаясь на детали. Когда доступное пространство составляет всего два на три дюйма, вы сосредотачиваетесь на жестах и композиции. При таком мозговом штурме — чем дешевле бумага, тем лучше. Когда бумага слишком дорогая — это меня парализует, потому что я не хочу совершать ошибки и тратить материалы впустую.
Во время учёбы один из моих преподавателей, родом из Польши, рассказывал нам, как во время войны, даже когда у иллюстраторов не было доступа к привычным профессиональным материалам, они творили, и результат тоже был великолепен. Всегда помню об этом. Так что мой совет начинающим иллюстраторам: рисуйте на оборотной стороне квитанций, ненужных документах или бумаге для принтера — это может быть любой вид бумаги, который не будет на вас давить. Используйте её смело, смотрите, как материал реагирует, — дешёвый набор акварели или тюбик дорогой гуаши, мелки Crayola или маркеры Copic. Вместо того чтобы бояться пустой страницы, исследуйте, переходите к цвету! Войдя в такой творческий процесс, я рисую целый день с утра до вечера, чтобы держать ритм.
— Ваши работы отличаются тёплыми цветами и сложной текстурой. Какие художественные инструменты вы используете?
— В целом я большой поклонник традиционных материалов, но больше всего люблю акварель и гуашь. Есть что-то особенное в том, как пигменты собираются на бумаге по мере высыхания воды. То, как они смешиваются, прозрачность, которую можно наслаивать, и яркость, которую можно придать цветам, невозможно полностью воспроизвести в цифровом формате. Это позволяет мне чувствовать себя более продуктивной, а так как я не могу просто отменить что-то одним нажатием кнопки — я должна отдаваться каждому мазку! Поскольку рука неидеальна, она добавляет иллюстрации много человеческого тепла и уникальности. Быть свободной, делать плохие, но подвижные линии, чувствовать текстуру бумаги, «вылеплять» силуэты кончиком карандаша — компьютер так не умеет! А ещё это даёт мне возможность творить в любое время. С подросткового возраста я всегда ношу с собой небольшой альбом для рисования, для записей или карандашных набросков. Для меня важно иметь физическую связь, по крайней мере, в концепции идеи и эскизов, с моей работой, вместо того чтобы делать всё в цифровом формате. Но потом я сканирую свои иллюстрации и провожу несколько часов в графическом редакторе, чтобы уточнить детали, линии или сделать более или менее насыщенным цвет.
— Палитра ваших книг такая тёплая и умиротворяющая!
— Когда я начинаю рисовать, я всегда начинаю с создания характерной и ограниченной палитры на отдельном листе бумаги, к которому я могу вернуться. Это помогает сохранить целостность всей книги.
А ещё я использую белую керамическую посуду. У меня нередко на столе среди остальных материалов стоит две-три тарелки-палитры — зависит от того, сколько у меня проектов! Мне нравится видеть перед собой эти радуги во время работы, они приглашают меня поиграть. Люблю использовать цвет как дополнительный инструмент повествования. Меня вдохновляет красный (из которого получается розовый) и зелёный — это взаимодополняющие цвета и самые естественные в мире, которые интуитивно очень понятны и приятны человеку.
— Где вы черпаете вдохновение для своих работ?
— Это банально, но везде понемногу! Меня вдохновляет множество вещей, в основном природа. Так волшебно и увлекательно видеть все формы, которые жизнь может принять на нашей планете. И мне хочется передать это уважение и восхищение другим.
Меня также очень вдохновляют все формы искусства и творчества, будь то мода и архитектура, типографика на всех языках, дизайн предметов повседневного обихода и их упаковки, цветовые палитры великих художников, плакаты 20-го века, керамика и скульптура и т. д. Трудно не вдохновиться деталями, которые замечаешь вокруг. Я стараюсь всегда внимательно следить за окружающим миром, потому что никогда не знаешь, что может пробудить творчество и дать толчок идеям.
— «Невидимый сад» вдохновлён воображаемым миром, который вы создали в саду своей бабушки. А в «Тукании» героиня отправляется по стопам своего деда. Очевидно, для вас важна связь с семьёй.
— Важно следование правильным урокам, полученным от нашей семьи или наших предков, а также следование нашим увлечениям, потому что юная главная героиня «Тукании» — врач, как и её дедушка. Она оказывается там, где был он, и узнаёт немного больше, чем он. Это история надежды, открытий, а также благодарности тем, кто был до нас.
Единственным дедушкой, которого я знала, был второй муж моей бабушки. Он занимался издательским делом, и у него был промышленный принтер для печати газет в Венесуэле. А ещё у него был рассеянный склероз. Когда он уезжал куда-то по медицинским показаниям, он общался с моей мамой по радио. И научил её делать парусники из кусков дерева и кухонной скатерти. И через мою маму он оказал большое влияние и на мою жизнь, даже не подозревая об этом!
— Что для вас рисование для детей?
— Это как миссия, позволяющая предложить детям что-то красивое и честное. Важно показать им искусство хорошего качества. Я не хочу давать им что-то, что говорило бы о них так, будто они в чём-то меньше взрослых. Дети могут понять всё даже из раскрасок — важно подойти к этому вопросу чутко и разумно. Они смогут извлечь из этого уроки, станут мудрее и более подготовленными к жизни. А ещё рисование для детей позволяет и мне сохранить волшебство в своей жизни. Хотя я готова к любому вызову и никогда себя не ограничиваю рисованием только для детей. Если бы рыболовный журнал попросил меня нарисовать иллюстрации для них, я бы попробовала!
— Что вам больше всего нравится в иллюстрировании книг?
— По-моему, иллюстрации — это самый прямой и простой способ общения между людьми и создания прочной связи. Время, эмоции, идеи, мечты, истинное и ложное — столько всего можно передать за тысячную долю секунды, которая требуется, чтобы взглянуть на изображение. В отличие от других видов более традиционных и так называемых недоступных изобразительных искусств, иллюстрация — это общий язык, понятный всем ещё с рождения. В книгах это ещё больше подпитывается и углубляется текстом, добавляя в разговор второй голос.
Книги — это архивы человеческого духа, и нет ничего, что нравилось бы мне больше, чем исследовать их с помощью иллюстраций. Каждая книга представляет собой динамичный опыт, сочетающий в себе средства, цвета, стиль, текстуру, тон и все возможные варианты рисования одного и того же изображения и представления одного и того же текста. Это нечто особенное — создавать творческие миры, а также делиться ими с кем-то ещё. Иллюстрирование книг для меня настоящая радость.
— Когда вы работаете только как иллюстратор, трудно ли вам воплотить чужие слова в иллюстрации?
— Честно говоря, это одна из любимых частей моей работы! Иллюстрация — такое же средство общения, как и письмо, и когда я получаю авторский текст, я словно вступаю в разговор, а не говорю сам с собой. Мои любимые проекты — это те, где между мной и авторами была сильная связь, где я ясно видела, что они хотели передать, и образы рождались во мне инстинктивно в ответ на это.
Когда я начинаю работу, то закрываю глаза и пытаюсь увидеть, как разворачивается история, прежде чем рисовать. Это похоже на раскадровку фильма или мультфильма. Всегда существует проблема создания уникальных визуальных миров для каждого проекта, — с чужим текстом или с моим собственным. Но прежде всего это захватывающая привилегия исследовать их, прикладывая карандаш к бумаге. Я часто чувствую себя исследователем! А полученный текст выводит меня на свежий и новый путь открытий. И в процессе работы, когда автор предлагает мне заметки или идеи, получается ещё более богатый и особенный результат, которого я бы не достигла в одиночку.
— Какие ваши любимые детские книги на данный момент?
— На данный момент мне больше всего нравится «Почему мы носим одежду?» Хелен Хэнкокс, «У всех нас есть чувства» Терезы Роу, «Путь к горе» Марианны Дюбюк, «Почему у девочек болит живот?» Люсиль Песлуан и Женевьев Дарлинг, серия «Тука и Берти» Лизы Ханавальт, вдохновлённая её книгой «Тест хот-догов» и, конечно, комиксы о Муми-троллях Туве Янссон.
— Есть ли у вас ещё какая-нибудь страсть помимо иллюстрации?
— Одно из моих самых ранних воспоминаний о творчестве — это когда мне было 4–5 лет. Я нашла дома старую музыкальную открытку и решила превратить её в музыкальную шкатулку, вырвав внутренний механизм и перенеся его в шкатулку с крышкой. Я даже нарисовала небольшую зимнюю сцену и для завершения добавила маленького пластикового мишку! Именно здесь началась моя страсть к DIY — это то, чем я люблю заниматься. Я научилась шить, когда была совсем маленькой, и продолжаю это делать. Это позволило мне заняться текстильным дизайном и трафаретной печатью в юности, когда я увлекалась культурой панка. Я создавала то, чего не могла найти. Придумывала принты для своих футболок, собственные аксессуары и украшения или модифицировала то, что находила в магазинах, чтобы сделать вещи более похожими на себя.
Во время учёбы я очень полюбила анимацию — как цифровую, так и традиционную. Жаль, что создание всего нескольких секунд фильма занимает так много времени, — мне хотелось бы делать больше. В конечном счёте мне просто нравится исследовать все способы творческого самовыражения!