Немного везения — и семечко становится цветочным полем. Интервью с Катей Цитрус

11 сентября 2023

В сентябре в детской редакции вышли книги для самых маленьких читателей, только начинающих узнавать мир. Эти стильные монохромные истории помогут в развитии зрительных навыков и положат начало традиции семейного чтения:

Поговорили с автором Катей Цитрус об отношении формы к контрформе, встрече в Поляндрии • Letters, архетипических сюжетах, Афанасии Фете, ритуалах и творческих замыслах.


— Катя, расскажите о себе. Как вы стали дизайнером и иллюстратором?

— В 2013 я закончила Московский архитектурный институт, и хотя почти с самого начала понимала, что архитектором я не буду, это образование — фундамент моей реализации. 

— Почему вы выбрали именно монохромную гамму? 

— Вскоре после рождения моей племянницы сестра рассказала мне об особенности младенцев хорошо различать контрастные изображения, и спустя какое-то время я выпустила набор чёрно-белых карточек, который и лёг в основу книжек. Плюс мне нравится изучать отношение формы к контрформе, сейчас это основной мотив в моих творческих проектах.

— Давайте поговорим о «Поляндрии». С чего всё началось?

— О, это моя любимая история! Однажды мы с подругой решили выпить кофе в Поляндрии • Letters. К тому моменту я уже выпустила свой набор чёрно-белых карточек и подумала, а возьму его с собой, предложу на реализацию. И вот подхожу к администратору, жутко волнуюсь, начинаю рассказывать про проект, и тут она говорит: «О, классная идея, а к нам как раз сегодня Дарина заехала, основательница издательства, сейчас я её позову, расскажете ей». В итоге так совпало, что у «Поляндрии» было в планах выпустить чёрно-белую книжку для самых маленьких, а тут как раз я с карточками. Вот такое удивительное совпадение. Теперь эта история очень мотивирует меня к действиям, ведь никогда не знаешь, что к чему приведёт — главное двигаться в выбранном направлении.

— Как родилась идея книг? 

— Изначально я думала, что это будет набор абстрактных композиций. Но редакция предложила всё же добавить сюжет, чтобы взрослый мог рассказывать историю, показывая книгу ребёнку. И это оказалось очень хорошей идеей! Я взяла два архетипических сюжета: как гусеница становится бабочкой и как из семечка вырастает цветок. На них классно легли стихи Афанасия Фета, задав немного философское настроение. Таким образом мне хотелось подчеркнуть важность момента. Время, проведённое вместе с ребёнком за рассматриванием его первой в жизни книги, — бесценно!

— Как происходила работа над книгами? 

— Определившись с сюжетами, я начала поиск графических приёмов, чтобы из картинок сложилась история. В основном вся работа происходила сразу в «иллюстраторе». В процессе поиска форм у меня собирались живописные поля, которые, как мне сейчас кажется, вполне претендуют на самостоятельные иллюстрации. Когда мне казалось, что история сложилась, для наглядности я печатала развороты в очень небольшом формате, склеивала их в книжки и проверяла себя: достаточно ли хорошо считывается сюжет, устраивает ли меня ритмичность иллюстраций, баланс чёрного и белого, формы персонажей.

— Что было легко, а что трудно в работе?

— В какой-то момент мы с редакцией поняли, что всё-таки одних иллюстраций недостаточно и нужно добавить текст. И вот тут для меня начались сложности. Во-первых, этот текст нужно было написать, а это не моя сильная сторона. Но спасибо редакторам и моей сестре Полине, совместными усилиями мы справились. Вторая сложность была расположить текст относительно иллюстраций. Это оказалось непросто, но на некоторых разворотах всё же удалось использовать текст как дополнительный графический язык, чему я очень рада. Мне бы хотелось глубже изучить вопрос взаимодействия наборного текста и графики, это интересно.

— Расскажите о своём дне. Есть ли какие-то ритуалы, связанные с работой?

— Я живу за городом, у меня две собаки, две кошки и попугай, так что мой день всегда начинается одинаково. Просыпаюсь, кормлю всех животных, завтракаю сама и сажусь за ноутбук. Не так давно удалось привить себе привычку писать список дел на день, это очень упрощает работу и сохраняет много ресурса. Мечтаю организовать себе мастерскую, но пока моё рабочее место располагается на кухне, что не всегда удобно, так как, конечно, мне важно окружать себя книгами и всякими классными штуками для вдохновения. Из ритуалов, как и многие иллюстраторы, люблю включить в качестве фона какой-нибудь фильм, который смотрела уже тысячу раз. Это очень помогает, когда концептуальная часть задачи решена, и можно уже рисовать, что называется, в потоке.

— Кто первым узнаёт о ваших творческих замыслах?

— Всегда муж. Он моя главная поддержка и опора в любых начинаниях.

— Что бы вы посоветовали себе самой в детстве? 

— Больше рисовать, доверять своим чувствам, поменьше сравнивать себя с другими. Впрочем, эти советы актуальны и сейчас!

— Какие творческие планы?

 Идей очень много! Планирую начать делать мебель. Выпускать больше печатных продуктов для детей и не только. Но всё упирается в маркетинг, в котором пока я не очень разбираюсь. Так что, видимо, придётся начать с этого, хотя, если по-честному, то мечтаю, что найду партнёра, которому эта сторона творческой реализации ближе. :)


Как гусеница становится бабочкой
[фрагмент]


Как семечко становится цветочным полем
[фрагмент]


Специально для polyandria.ru