Интервью с Кьярой Армеллини, автором книги «Создаю из кусочков»

12 декабря 2023

В декабре в детской редакции выйдет книга Кьяры Армеллини «Создаю из кусочков» — для игры и вдохновения. Поговорили с ней об иллюстрации и книгах, которые вдохновляли её в детстве, о любви к природе и животным, творческих экспериментах и Джанни Родари.

Кьяра Армеллини родилась на северо-востоке Италии недалеко от Вероны в 1985 году. Профессиональное образование в области графического дизайна и иллюстрации получила в Высшем институте художественной промышленности в итальянском Урбино, а также Школе Массана в Барселоне. Неоднократно принимала участие в детской книжной ярмарке в Болонье — её работы были отобраны жюри конкурса в 2010 и 2012 годах. Проиллюстрировала семь детских книг, в числе которых — три произведения Джанни Родари и две истории, которые Кьяра сочинила сама. Одна из них — «Создаю из кусочков» (2012) — в 2013 году была отмечена Premio Soligatto. Книга переведена на французский, корейский, португальский и немецкий языки, а теперь и на русский язык — издательством «Поляндрия». Также Кьяра проводит мастер-классы и занятия для детей в библиотеках, книжных магазинах, музеях и школах. Живёт в Виченце, но мечтает отправиться в путешествие туда, где ещё не была. Обожает спать: многие работы вдохновлены тем, что ей привиделось во сне. Кьяра очень любит животных и верит в реинкарнацию, поэтому уверена, что в прошлой жизни была иберийской обезьяной. 


— Когда вы поняли, что иллюстрация — ваша работа? 

— Кажется, иллюстрация выбрала меня сама. Я ещё была студенткой ISIA в Урбино, и на Болонской книжной ярмарке 2010 года выбрали пять моих картинок, которые я сделала с помощью штампов. Так началась моя работа с издательством Topipittori и родилась идея моей первой книги «Создаю из кусочков», составленной (и разобранной!) как раз с помощью отпечатков. Эта первая книга, безусловно, сразу же подарила мне известность и открыла многие двери в издательском мире. Идея второй книги возникла сама собой, а сотрудничество с другими издательствами оказалось довольно простым и прогрессивным: я с удовольствием продолжаю это делать с 2010 года. — Есть ли книга, которую вы носите в своём сердце, которая вдохновляла вас в детстве? У меня их две: «Грубиянка в крапинку» Эрика Карла про злую божью коровку и серия книг What-a-Mess Фрэнка Мьюра с иллюстрациями Джозефа Райта про растрёпанного щенка афганской борзой.

— Если взглянуть на ваше великолепное портфолио, то оно варьируется от личных проектов до обложек школьных учебников, от игр Djeco до иллюстрированных книг, таких, как вышеупомянутая «Создаю из кусочков» и её продолжение Ti faco a fettine. Есть ли какой-то конкретный проект, который бросил вам вызов и которым вы особенно гордитесь?

— Я, очевидно, очень горжусь своей первой книгой. Но величайшим испытанием стала вторая книга — о растениях, которую я придумала создать в той же технике и с той же идеей. Синтезировать и упрощать растения с помощью штампов оказалось совсем не так просто, как поддерживать весёлый и динамичный ритм первой книги, — это задача, с которой я сама себя столкнула. Но я очень довольна конечным результатом! Ещё у меня есть проект книги для слепых детей, с отверстиями и горельефами, но я пока нахожусь на этапе исследования. Эта работа требует много времени для окончательной реализации.

— Важный аспект вашей работы — мастер-классы и занятия для детей. Казалось бы, риторический вопрос, но он кажется очень интимным и разным для каждого художника: зачем приближать детей к искусству?

— Как сказала чешская писательница и иллюстратор Квета Пацовска, «книга с картинками — это первая художественная галерея, которую посещает ребёнок». Знакомство с искусством или художественным опытом (например, книжкой с картинками, художественной мастерской или выставкой) может побудить детей задать себе вопросы и, возможно, найти ответы; наблюдать за вещами новым, другим взглядом; чтобы лучше понять мир, в котором мы живём, путешествуя по нему только глазами.



— В сюжетах ваших работ проявляется огромная любовь к природе и животным. Откуда это? И как вы передаёте это в своих иллюстрациях?

— Да, животные и растения — мои любимые объекты. Отчасти потому, что их мне легче рисовать, отчасти потому, что мне, наверное, хотелось бы жить в полном контакте с природой. Дома я всегда разговариваю со своими растениями и могу сказать, что мы очень хорошо понимаем друг друга!

Мне нравится изображать животных такими, какие они есть, не слишком очеловечивая. В природе, если внимательно наблюдать, действительно бесконечное множество красивых форм и цветов.

— Вам нравится экспериментировать с разными техниками, но есть ли какая-то конкретная, которую вы считаете своим фирменным стилем? Например, штампы...

— Да, кустарная любительская полиграфия открыла мне мир и позволяет самовыражаться без страха совершить ошибку. Я очень свободно чувствую себя в технике штампа, а этап печати — это всегда волшебный процесс, я никогда не знаю, какой эффект отразится на бумаге. Эта «бесконтрольность» конечного результата —непрекращающийся сюрприз для меня. — Что бы вы порекомендовали молодым художникам, которые только хотят окунуться в мир иллюстрации? С чего начать? Что представляет собой первый «набор инструментов»?

Конечно, хорошей отправной точкой станет определённая чувствительность и любознательный подход к жизни и иллюстрации в целом. Очень хорошо создать себе привычку наблюдать даже за мелочами и не бояться экспериментировать с различными художественными приёмами.

Один совет, который я хотела бы дать, — это почитать великих людей, которые заложили основы современной иллюстрации (например, Бруно Мунари, Иела и Энцо Мари, Лео Лионни, Сендак и т. д.) и понять их важность и актуальность даже сегодня.

— Среди книг, которые вы иллюстрировали, есть два сборника рассказов и детских стихов Родари. Какие у вас отношения с легендарным автором?

— Джанни Родари и его рассказы мне хорошо знакомы с самого детства — мы читали его и в школе, и дома. Его оригинальность, понимание и уважение к идеям детей всегда заставляли меня чувствовать себя непринуждённо, как если бы он был отцом или дорогим другом.

— У вас когда-нибудь возникал «блок» в работе? 

— Да, очень часто идеи не приходят или изображения меня недостаточно удовлетворяют.

— Что вы делаете, чтобы вернуть вдохновение? 

— Я провожу исследования, пробую ещё раз, настаиваю на своём и... сплю.

— Что вы делаете, когда не рисуете?

— Я готовлю и ем, пока готовлю. О, я много сплю и вижу сны. Часто даже с открытыми глазами.

— Что у вас на столе? 

— Всё. Компьютер, HD, ручка-планшет, пенал, ручки, линейки, скотч, валики, чернила, открытые тюбики, кисти, скалки, словарь, очки, ластики, бумажки, листы, резак, письма — но во всём этом хаосе я точно знаю, где найти вещи, которые мне нужны.

— Книга, для которой вы хотели бы проиллюстрировать обложку, и фильм, для которого вы хотели бы сделать постер. 

— «Книгу джунглей» и учебники по математике. А фильм — «Более странно, чем в раю» Джима Джармуша.

— А теперь короткий блиц, чтобы узнать вас получше. Если бы вы были местом, то каким? 

— Солнечным пляжем.

— Вещью? 

— Праздничным язычком-дуделкой для дня рождения.

— Цветом? 

— Жёлтым.

— Животным?

— Маленькой обезьянкой.