Любопытство — важнейший двигатель исследовательской деятельности

23 ноября 2022

Поговорили с автором книги «Золото» Дмитрием Мажоровым о том, как поддерживать интерес ребёнка к исследовательской деятельности, о любимых энциклопедиях и научно-популярных книгах из детства, смешных заблуждениях о золоте и планах на будущее.


— Почему вы решили написать книгу о золоте именно для детей?

Как ни странно, когда рассказываешь о чём-то детям, объяснение получается лучше. Отбрасываешь лишние детали, которые важны взрослым, но только усложняют восприятие. И остаётся основное — суть вещей и процессов, стройная логика, фундамент, на котором затем можно рассматривать узкоспециальные вещи, исключения и дополнения.

— В чём сложность адаптации научного материала для детей?

Прежде всего, детям должно быть интересно. Это значит, что материал должен быть рассказан максимально просто и доступно, но при этом не скучно. Поэтому в тексте есть игры-эксперименты и вставки «Кстати» — они позволяют переключиться или лучше запомнить материал. Мне не было сложно, потому что своему сыну я рассказываю о том, что его окружает, с детства. Это значит, что каждый раз, когда у него возникает вопрос «почему», нужно «адаптировать научный материал» с учётом текущего возраста.

Ещё, конечно, важно при упрощении не наделать ошибок — факты должны быть изложены не только просто, но и правильно. Поэтому не обошлось без помощи коллег — специалистов в области золотодобычи.

— Как вы относитесь к жанру энциклопедии? Кажется, что сейчас этот жанр устарел.

В моем детстве было два вида энциклопедий — «Почемучка» и чуть позже переводная многотомная немецкая («Что есть что», если не ошибаюсь) — уже в 90-е. Первая мне нравилась гораздо больше как раз из-за деталей — в иллюстрациях, в текстах. Немцы подходили к вопросу очень академично, немного скучно и при этом оставалось ощущение, что самое интересное авторы оставили за кадром. А вот если говорить об альтернативах, то это, конечно, научно-популярные книги, которых было очень много.

— Какие научно-популярные книги произвели на вас впечатление в детстве и во взрослом возрасте, когда вы уже сами стали папой?

У меня было много художественно-познавательных книг, где наука вплеталась в сюжет. Совершенно точно это трёхтомник Александра Свирина «До Земли ещё далеко», «На этой планете можно жить» и «Операция океан», старые, первых изданий 60-х годов. Были книги про подростков-изобретателей. В одной из них, например, по сюжету ребята сделали мини-гидроэлектростанцию из консервных банок — с объяснением принципов работы. В другой описывалась романтика геологических походов. Были и ещё, но их объединяло одно — всё, что там происходило, опиралось на научные знания, а большинство опытов можно было повторить.

Я слышал мнение, что сейчас дети и подростки не очень любят художественную литературу, а вот нон-фикшн пользуется популярностью. Мне кажется, пришло время снова их объединять.

   

— Книга вышла. Так ли вы себе её представляли?

И да, и нет. Это очень сложное, смешанное чувство, примерно как смотреть фильм, снятый по хорошо известной книге. С одной стороны, герои и какие-то сцены в воображении совершенно не такие, как на экране, с другой — снято классно. Художница Олеся Гонсеровская полностью перевернула моё представление о том, как «Золото» может выглядеть. Когда я увидел первые наброски, подумал, что это именно наброски — примерное расположение объектов и фигур на развороте. Оказалось, что иллюстрации будут именно в такой стилистике — абсолютно не такие, как в моей голове. Самое интересное, что мне не пришлось убеждать себя, что такие рисунки имеют право на существование. Когда я посмотрел на них непредвзято, «забыв» об уже готовой картинке в голове, сразу понял, что для детского издания любая другая стилистика будет скучной.

— Откуда появился Фёдор? И почему он не Дмитрий?

Образ Фёдора придумала Олеся — кто-то должен был рассказывать интересные факты и сопровождать читателя по главам. Я про героя даже не думал. Имя у него появилось не сразу и, кстати говоря, Дмитрием он тоже вполне мог стать — мы обсуждали этот вариант. Но мне показалось, что автор книги и герой должны отличаться. Фёдор — знаток, кладезь всего самого интересного, а я тот, кто «переводит» его энциклопедические знания на обычный понятный язык.

   

— Какие самые смешные заблуждения про золото?

Самое забавное заблуждение связано с весом золота. Это обычный ляп во всех авантюрных фильмах про ограбление банка, когда грабители грузят золотые слитки: берут их по одному в каждую руку и легко перекладывают с места на место. На самом деле даже сплав доре, то есть неочищенное золото, которое хранится в банках, очень тяжёлый. Один слиток придётся брать двумя руками, если, конечно, ты не профессиональный спортсмен.

— А чего самого простого не знают про золото?

Думаю, что сегодня добыча золота — это труд тысяч людей сотен разных профессий, сложный творческий процесс. И пусть условия труда гораздо более комфортные, чем у первых старателей, ценность слитка по-прежнему определяется не биржевой ценой на металл, а трудом, вложенным в него.

— Было что-то, что вы не написали в книге, а хотели бы?

Несмотря на то, что золотодобыча консервативна, отрасль всё равно развивается. Уже после того как книга была практически готова, я узнал про цифровые технологии, которые внедряются на разных стадиях процесса, — они связаны с искусственным интеллектом, машинным обучением, машинным зрением. Мне кажется, это интересно, хотя, возможно, вообще заслуживает отдельной книги.

— Как оценил книгу ваш двенадцатилетний сын?

Если говорить коротко, то сказал: «Круто! Поздравляю!» и утащил к себе в комнату, изучать. Многое из содержания я рассказывал устно, когда приходилось к слову, на прогулках, например, или при подготовке уроков. Поэтому мне кажется, что ему больше были интересны рисунки, — я могу изобразить что-то весьма схематично.

— Есть мнение, что в детстве у ребенка возникает фиксация на одной из трёх тем — динозавры, космос или Древний Египет. У вас и у вашего сына было что-то из этой триады детских интересов?

Мне нравилось всё вышеперечисленное, но в общих чертах. Я знал про динозавров, как они выглядели, — хищные и травоядные, что у них был маленький мозг, в каких условиях они жили, — но совершенно не помнил конкретных названий. С космосом та же история. Я знал про его устройство, про то, как возникают чёрные дыры, про планеты Солнечной системы, даже про красное и синее смещение. Но кроме Большой и Малой Медведиц на небе никаких созвездий и звёзд не помнил. Про Древний Египет, наверное, вы сами можете догадаться: устройство пирамид, методы бальзамирования мумий и всё прочее — всегда пожалуйста, но периоды царств, имена фараонов — ничего в голове не держалось. Возможно, мозг считал эту информацию несущественной для общего понимания процессов.

У сына — по моим наблюдениям — интерес к интересному. То есть что-то новое, необычное привлекает внимание, а благодаря мгновенному доступу к любой информации этот порыв можно развить и направить на изучение темы.

— Как родителю поддерживать интерес ребёнка к исследовательской деятельности?

Я думаю, самое главное — не ограничивать этот интерес. Ребёнок изучает мир, задаёт вопросы, и самое неправильное, что можно сделать, — сказать «я не знаю» и закрыть тему. Возможностей море — обучающие тексты в интернете, видео, электронные версии книг, бумажные книги с доставкой. Если знаний не хватает, достаточно сказать: «Я не знаю, но давай вместе разберёмся». Любопытство — важнейший двигатель исследовательской деятельности, и это любопытство нужно поощрять и подкармливать знаниями.

— Есть ли планы на новую книгу?

Планы, конечно, есть, даже есть набросок текста, но пока в издательстве о них не знают. Задумка несколько отличается по формату от «Золота», скорее, это сайенс-фикшн, как раз то самое объединение художественного и познавательного, о котором я говорил. Получится её реализовать или нет — загадывать не буду.



Специально для polyandria.ru