Много читай и оставайся странной. Интервью с Софи Гилмор

26 мая 2023

Поговорили об иллюстрации, акварели и творчестве с Софи Гилмор, которая придумала и нарисовала книгу «Потрясающе!», и мы надеемся, что вы будете вдохновлены ею также, как и мы!


— Расскажите о своём детстве.

— У меня было два совершенно разных детства: в одном — Кинг-Кантри, Новая Зеландия — я счастливо ковырялась в земле и ходила босиком, а в другом — Шотландия — были дафлкоты, полуночные мессы и банки «Айрн-Брю». Книги были широко представлены в обоих местах, и я снова и снова пересматривала свои любимые (подчас в ущерб школьным занятиям). Я помню, как любила и до сих пор люблю колючую и выразительную работу Жюля Фейффера пером для The Phantom Tollbooth и прекрасные иллюстрации Арнольда Лобеля к его умной и забавной книге рассказов «Сова дома». Я хотела иллюстрировать книги задолго до того, как узнала термин «иллюстрация», и никогда не отклонялась слишком далеко от этого пути.

 

— Кто ещё был вашим любимым писателем или иллюстратором в детстве?

— Патрик Бенсон, иллюстратор The Minpins. Каждый разворот — это чудо. Абсолютно всё, что делали Альберги, но особенно Фанни Боунс. Маргарет Махи и Дженни Уильямс вместе сделали несколько замечательных вещей, таких, как «Лев на лугу» (цвета!) и «Ведьма на вишнёвом дереве». Книга под названием Avocado Baby Джона Бернингема и много Бабетты Коул!

— Кто из художников вас вдохновляет и сейчас?

— Леонора Кэррингтон и её сумасшедшая жизнь, искусство и романы. Морис Сендак, конечно. Никто не похож на него, его книги полны озорства и любви. И Туве Янссон. Муми-тролли никогда не были частью моего детства, но прошлой зимой мне удалось увидеть некоторые из оригиналов Янссон для «Приключений Алисы в стране чудес». Линейная работа не от мира сего, особенно вблизи. Я проглотила каждую, прижавшись носом к стеклу. А также «Летняя книга».

— В ваших книгах много классных зверей. Очевидно, что вы любите животных!

— В Новой Зеландии у нас был постоянно меняющийся зверинец, нас обычно окружали самые разные твари. Если мама читала нам и натыкалась на что-то вроде «и появился ужасный паук», она меняла это на «милый паук» или «умный паук». Я любила выслеживать и ловить цикад и была потрясена, когда мышь, которую я поймала, собиралась укусить меня за руку. А я была так уверена, что нашим следующим шагом будет крепкая дружба!

Я живу на лодке в Лондоне уже более десяти лет, и одна из самых привлекательных в такой жизни вещей, — это маленький зверинец вокруг меня: элегантная серая цапля, которая часто посещает причал, и семейство лебедей, которые угрожающе плавают возле нашего бокового люка, осуждая нас, пока мы готовим. Иногда черепахи загорают на подводных веревках.

— А каким был путь к профессиональной иллюстрации?

— Старшая школа не была моим фаворитом, а искусство как предмет оставило меня равнодушной, поэтому, когда я закончила школу, то почувствовала, что жизнь бесцельна. После пары потерянных лет я поработала над портфолио и подала документы в Эдинбургский колледж искусств, где получила степень бакалавра (с отличием) в области иллюстрации.

К окончанию колледжа мой собственный стиль уже практически определился, и я прожила с ним несколько лет. Днем я рисовала, ночью работала в сфере гостеприимства. Я начала придумывать истории. И хотя открытки с моими иллюстрациями продавались случайно и редко, я мечтала иллюстрировать книги. Но не сделала ничего, чтобы показать кому-либо свои работы (у меня всё ещё очень плохо это получается).

В конце концов я постучала в дверь нескольких британских иллюстрационных агентств, но ничего не услышала в ответ. А примерно через год кто-то связал меня с Джен Рофе из Литературного агентства Андреа Браун в США — и мы подписали контракт! Я отправила ей рассказ и несколько страниц своей первой книги «Маленький доктор и бесстрашный зверь», над которой работала, и мы начали готовить книгу вместе.

— Что вам нравится в вашей профессии?

— Просто здорово, что я могу проводить дни за рисованием, ведь это одно из моих самых любимых занятий. А ещё есть возможность работать с великолепными людьми и их великолепными проектами.

— Расскажите о своём рабочем месте.

— Я работаю из дома, это плавучий дом в Лондоне, поэтому зимой моё рабочее место, как и следовало ожидать, тёмное и грязное, и я работаю, свернувшись калачиком перед огнём. Но весной и осенью я стою на причале под вишнёвым деревом (удобно: заодно можно и перекусить) или уткнувшись лицом в жимолость в окружении жужжащих тварей и соседских кошек.

— Как вы работаете над книгами?

— Обычно мне нравится работать в одиночестве, но это чревато изоляцией, поэтому я делаю регулярные перерывы на мороженое. Обычно я записываю историю в блокноте, потом много вычеркиваю и добавляю новые заметки, которые днем позже теряют всякий смысл.

— Какие ваши любимые инструменты?

— Я использую старую добрую акварель и ручку. Тонкий лайнер Copic с перезаправляемым картриджем и сменным наконечником 0,03. Ценю и восхищаюсь в других художниках: офорт и акватинта, шелкография, ткачество.

    

— Вы учились переплётному делу. Что вам нравится в работе с бумагой?

— Переплётное дело — это точное искусство, мне очень нравится его структура. Но прелесть в том, что, в то время как одни аспекты должны быть почти идеальными, вы можете импровизировать с другими. К тому же невероятно приятно создать к концу дня вещь, которую можно повертеть в руках и полистать. Я предполагаю также, что для меня это далеко не так лично, как иллюстрация. Поэтому, хотя я немного стесняюсь показывать свои иллюстрации, когда я делаю приличный переплёт, я могу совать его людям в лицо и говорить: «Посмотрите, это я сделала».

— Если бы мы заглянули к вам через плечо в обычный день, что бы мы нашли в вашем блокноте?

— Вы бы увидели смоделированные страницы книг, развороты, полные рисунков животных, где я заигрывала с новыми стилями, затем отбрасывала их все и просто уходила со своим старым. А ещё множество списков! У меня записки в каждой сумке, в каждом кармане, в каждой книге.

— Что о вас никто (или немногие) не знает?

— Я очень хочу научиться играть на банджо.

— Какие ваши любимые занятия, кроме рисования и придумывания историй?

— Я люблю плавание, чтение, поедание неизвестных фруктов прямо с дерева и шоколадное молоко в больших количествах.

— Какой лучший совет вам дали?

— Не пытайтесь быть тем, что в настоящее время «в моде» в вашей области. 

— Как вы переключаетесь между иллюстрациями и текстом? Что на первом месте? Что сложнее? Что требует больше всего правок?

— Я довольно поздно приехала на писательскую вечеринку, так что иллюстрации всегда получаются у меня более естественными. Но писать свои собственные книги — это здорово, потому что вы можете описать словами то, что не умеете рисовать!

— Что является для вас самым большим источником вдохновения?

— В детстве (и в Новой Зеландии, и в Шотландии) воображение порождалось крайней скукой. Когда я стала взрослой, вдохновение приходит, когда я в пути — поезда, самолёты, лодки. Так что, наверное, всё ещё скука.

— Если бы вы могли сегодня поделиться чем-то с собой маленькой, что бы это было?

— Много читай и оставайся странной.

— А с другими, кто только начинает свой путь?

— Я не уверена, что имею право давать какие-либо советы. Но я бы сказала — не корите себя за пути, которые никуда не ведут. Это всё часть вашего собственного богатого гобелена. О, и покажите людям свою работу!

— Есть ли что-то, что вы знаете о своей работе сейчас и вам хотелось бы знать, когда вы только начинали? Или рады, что вы не знали?

— Период между созданием книги и датой её публикации — примерно год — как раз достаточен, чтобы начать серьёзно сомневаться, хороша ли она вообще.

— Какое ваше любимое животное?

— Я люблю жуков. А рисовать — муравьедов. Они такие странные, мохнатые и с когтями.

— Как вы мотивируете себя?

— Списки. Списки везде и для всего. Они и успокаивают, и мотивируют. Лучшее время — это когда я занимаюсь чем-то большим и могу продолжить с того места, на котором остановилась накануне. Тогда списки можно радостно игнорировать. Если у меня ужасный чёрный день, то они начинаются мягко, типа «завтракай». Галочка. Покорила эту гору.



    

— Что вы слушаете, когда работаете?

— Мне нравилось слушать музыку, но я отвлекалась, думая, какую песню поставить следующей. И эти разрозненные периоды работы действительно никуда не годятся. После долгих проб и ошибок я нашла свой идеал — своего рода эпическую научную фантастику. «Дюна», «Игра Эндера», «Первому игроку приготовиться» и т. д. Это должно длиться много часов и быть настолько захватывающим, что ни в какой момент у моего разума не будет шанса начать блуждать.

— Если бы анонимный покровитель пожертвовал вам сто тысяч долларов на создание студии вашей мечты, как бы она выглядела и где находилась?

— Это будет небольшой, но яркий беспорядок из дерева и окон на берегу глубокой реки с пристанью для прыжков. Пауки будут держаться на почтительном расстоянии. Там будет место для других, чтобы они могли приходить и работать, потому что это всё про уединённое существование. Много хорошей бумаги и тюбики с краской Sennelier.