Нет ничего нерисуемого! Интервью с Ноэми Вола

21 февраля 2025

Ноэми Вола, чья книга «Конец? Не всё так просто» только что вышла в детской редакции, родилась в 1993 году на севере Италии. Выпускница академии изящных искусств Болоньи, автор и иллюстратор детских книг, получивших престижные награды. Оригинальные и удивительные образы Ноэми наполнены очаровательными и причудливыми существами, полными юмора и поэзии.


— Когда вы поняли, что рисование станет вашей работой? 

— Всё было очень естественно. Всегда было очевидно, что мне нравятся книги, но писать я не очень хорошо умела, а один из способов приблизиться к книгам — это делать книги с картинками. Рисование всегда было для меня возможностью рассказать самой себе о чём-то.

Со временем рисование и письмо стали для меня методом исследования повседневной жизни, линзой, через которую я смотрю на всё вокруг. Мне нужно рисовать, чтобы попытаться понять вещи, к которым иначе я бы даже не смогла приблизиться. Иногда я немного страдаю от того, что никогда не выключаюсь, моя авторская работа вся переплетена с жизнью и её беспорядком, рисование и повседневность — одно внутри другого, но я также понимаю, что это позволяет мне глубоко исследовать окружающее.

— Есть ли вещи, которые невозможно нарисовать?

— Нет ничего нерисуемого! Какое-то время я думала, что это лягушки, но потом нашла ловушку и для них. Все может быть спроектировано в соответствии с постоянно меняющимися представлениями. Лошадь, пожалуй, самое трудное для рисования животное и самое часто изображаемое в истории искусства. Я не научилась рисовать лошадь виртуозно, но когда вы улавливаете подходящие формы, вы можете нарисовать что угодно. 

— Почему вы рисуете, Ноэми?

— Для меня это довольно сложный вопрос, и поэтому я призываю на помощь червей из своей книги «О несчастной жизни червей»: «Дождевой червь проводит большую часть своего времени, неустанно роя туннели под поверхностью почвы, даже не зная зачем. Можно подумать, что он что-то ищет, но это не так: он прекрасно понимает, что, копая землю, он найдёт только ещё больше земли. Каждый раз, когда червь начинает рыть туннель, он не знает, куда он его приведёт, как долго он будет тянуться и где закончится; он не знает, найдёт ли он что-нибудь полезное в земле. Более того, когда червь начинает копать, он никогда не знает, в каком направлении ему двигаться, а тот факт, что туннель имеет бесконечные возможности для развития в каждом направлении, может утомить его до такой степени, что он потеряет сознание, поскольку в каждый момент он вынужден выбирать, куда идти, и никогда не может обрести покой. Такое упрямое поведение червей, которые даже готовы есть землю перед собой, чтобы продолжить строительство своего туннеля, заставляет нас думать, что они что-то ищут. Но мы не знаем, что это такое, и, возможно, даже черви не знают, что они ищут, когда роют; и мы не можем знать, ищут они нечто или абсолютно ничего. Несомненно, что туннели, хотя и бесчисленны, всегда отличаются друг от друга, и они — единственная достоверность в жизни червей».

   

Я думаю, что для меня значение иллюстрации, рисунка и книг в целом такое же, как и рытьё туннелей для червей. Иллюстраторы упрямо рисуют, даже не понимая, зачем это делают, и не зная, куда это их приведёт. Более того, мы понимаем, что вряд ли найдём ответы на свои вопросы и что, копаясь в земле, мы «только найдём ещё больше земли». Однако нам приходится это делать, потому что мы не можем делать ничего другого. Это заложено в нашей природе, и даже если это совершенно бесполезное действие, это наш единственный навык, дающий уверенность. Что мы ищем в своих рисунках и рисунках других? Может быть, мы просто пытаемся как-то спасти себя.


Как-то раз Ноэми Вола попросили ответить на три вопроса, вдохновившись опросником Пруста, но для ответа использовать только иллюстрации. Вот что получилось.


Ваша идея счастья. 

 


Если не собой, то кем или чем вам хотелось бы быть? 

 


Какие ваши любимые литературные персонажи?