Нет ничего нерисуемого! Интервью с Ноэми Вола
Ноэми Вола, чья книга «Конец? Не всё так просто» только что вышла в детской редакции, родилась в 1993 году на севере Италии. Выпускница академии изящных искусств Болоньи, автор и иллюстратор детских книг, получивших престижные награды. Оригинальные и удивительные образы Ноэми наполнены очаровательными и причудливыми существами, полными юмора и поэзии.
— Когда вы поняли, что рисование станет вашей работой?
— Всё было очень естественно. Всегда было очевидно, что мне нравятся книги, но писать я не очень хорошо умела, а один из способов приблизиться к книгам — это делать книги с картинками. Рисование всегда было для меня возможностью рассказать самой себе о чём-то.
Со временем рисование и письмо стали для меня методом исследования повседневной жизни, линзой, через которую я смотрю на всё вокруг. Мне нужно рисовать, чтобы попытаться понять вещи, к которым иначе я бы даже не смогла приблизиться. Иногда я немного страдаю от того, что никогда не выключаюсь, моя авторская работа вся переплетена с жизнью и её беспорядком, рисование и повседневность — одно внутри другого, но я также понимаю, что это позволяет мне глубоко исследовать окружающее.
— Есть ли вещи, которые невозможно нарисовать?
— Нет ничего нерисуемого! Какое-то время я думала, что это лягушки, но потом нашла ловушку и для них. Все может быть спроектировано в соответствии с постоянно меняющимися представлениями. Лошадь, пожалуй, самое трудное для рисования животное и самое часто изображаемое в истории искусства. Я не научилась рисовать лошадь виртуозно, но когда вы улавливаете подходящие формы, вы можете нарисовать что угодно.
— Почему вы рисуете, Ноэми?
— Для меня это довольно сложный вопрос, и поэтому я призываю на помощь червей из своей книги «О несчастной жизни червей»: «Дождевой червь проводит большую часть своего времени, неустанно роя туннели под поверхностью почвы, даже не зная зачем. Можно подумать, что он что-то ищет, но это не так: он прекрасно понимает, что, копая землю, он найдёт только ещё больше земли. Каждый раз, когда червь начинает рыть туннель, он не знает, куда он его приведёт, как долго он будет тянуться и где закончится; он не знает, найдёт ли он что-нибудь полезное в земле. Более того, когда червь начинает копать, он никогда не знает, в каком направлении ему двигаться, а тот факт, что туннель имеет бесконечные возможности для развития в каждом направлении, может утомить его до такой степени, что он потеряет сознание, поскольку в каждый момент он вынужден выбирать, куда идти, и никогда не может обрести покой. Такое упрямое поведение червей, которые даже готовы есть землю перед собой, чтобы продолжить строительство своего туннеля, заставляет нас думать, что они что-то ищут. Но мы не знаем, что это такое, и, возможно, даже черви не знают, что они ищут, когда роют; и мы не можем знать, ищут они нечто или абсолютно ничего. Несомненно, что туннели, хотя и бесчисленны, всегда отличаются друг от друга, и они — единственная достоверность в жизни червей».
![]() |
![]() |
Я думаю, что для меня значение иллюстрации, рисунка и книг в целом такое же, как и рытьё туннелей для червей. Иллюстраторы упрямо рисуют, даже не понимая, зачем это делают, и не зная, куда это их приведёт. Более того, мы понимаем, что вряд ли найдём ответы на свои вопросы и что, копаясь в земле, мы «только найдём ещё больше земли». Однако нам приходится это делать, потому что мы не можем делать ничего другого. Это заложено в нашей природе, и даже если это совершенно бесполезное действие, это наш единственный навык, дающий уверенность. Что мы ищем в своих рисунках и рисунках других? Может быть, мы просто пытаемся как-то спасти себя.
Как-то раз Ноэми Вола попросили ответить на три вопроса, вдохновившись опросником Пруста, но для ответа использовать только иллюстрации. Вот что получилось.
Ваша идея счастья.
![]() |
Если не собой, то кем или чем вам хотелось бы быть?
![]() |
Какие ваши любимые литературные персонажи?
![]() |