«Пещера танцующих зверей» — история о самом первом иллюстраторе на свете

14 апреля 2023


Новая книга серии p.art — «Пещера танцующих зверей» Сесиль Аликс с иллюстрациями Барру. На её создание авторов вдохновила настенная живопись людей эпохи палеолита. В статье — история пещеры Шове-Пон-д’Арк (Франция) и пара слов об авторской кухне.


Что мы знаем о пещере в Пон-д’арк, известной как «Пещера Шове»?

В 1994 году в долине реки Арде́ш Жан-Мари Шове́, Элиет Брюне́ль и Кристиан Хиллер обнаружили пещеру с настенными рисунками. Назвали её в честь Шове, а имена Брюнеля и Хиллера присвоили двум залам. Красочные изображения и гравировки, которые украшают пещеру, были сделаны 36,5 тысячи лет назад, но люди приходили сюда и 28 тысяч лет назад. 21,5 тысячи лет назад вход в пещеру заблокировал оползень. Сейчас рисунки пещеры Шове всемирно известны. Всего их около тысячи, а 435 из них изображают животных 14 различных видов.

 

Кто нарисовал эти шедевры?

Люди вида Homo sapiens эпохи палеолита. Они жили на сезонных стоянках под открытым небом, в гротах или у входов в пещеры и занимались охотой, рыболовством и собирательством. Высота рисунков над уровнем пола говорит о том, что рисовали как взрослые мужчины ростом до 180 сантиметров, так и женщины, а иногда и дети. Люди приходили в пещеру, чтобы совершать обряды. Возможно, рисунки были способом побороть страхи и создать упорядоченное, структурированное представление о мире. Учёные предполагают, что украшенные пещеры были для людей святилищами, сакральными пространствами, вместилищами мифических историй, начертанных на стенах.

Когда созданы эти шедевры?

Настенные изображения были созданы 36,5 тысячи лет назад, в эпоху оринья́ка. Период удалось установить благодаря радиоуглеродному анализу рисунков, сделанных углём, а также кострищ и углей, оставленных по всей пещере. Второй период использования пещеры, в граветтское время, примерно 28 тысяч лет назад, представлен четырьмя следами от факелов: их ударяли о стену, чтобы удалить отгоревшую часть. Один из факельных следов, в зале Хиллера например, обнаружен на кальцитном натёке, который тонким слоем покрывает картину с лошадьми.

Как появились Флим и Тайм?

Сесиль Аликс:
В пещере Шове-Пон-д’Арк были обнаружены небольшие следы, которые могли принадлежать восьмилетнему ребёнку. Он двигался осторожно и даже поскользнулся на влажной глине. А ещё там есть следы от факелов, относительно низко, ровно над следами ног. Представляя себе этого ребёнка, я придумала маленькую девочку Флим. Я хотела, чтобы именно она вошла в это волшебное место. На стенах пещеры Шове-Пон-д’Арк много красных овалов, сделанных ладонью. На одном из панно художник начал делать их, сидя на корточках, затем встал в полный рост. Мы знаем, что ростом он был около 180 сантиметров. Ещё он оставил отпечатки рук со слегка согнутым пальцем. Вот как мне придумался Тайм — длинный, как тростник, с отмороженной рукой (не будем забывать, что ориньякцы жили во время ледникового периода). По хронологии рисунки углем были сделаны гораздо позже красных символов, но, когда придумываешь историю, можно позволить себе помечтать. Мне нравилось представлять, как этот юноша рисует, а затем по-своему подписывает картины...

Почему животные танцуют?

Сесиль Аликс:
Все животные, которых рисует Тайм, существуют на стенах пещеры Шове-Пон-д’Арк. Например, дрожащий мамонтёнок — как будто и правда только что родился. На другой картине бизон с восемью ногами — они передают движение. А невероятное панно с носорогами в дальнем зале создает иллюзию стада животных, бегущих бок о бок. Это же доисторическое кино! Художники также использовали рельеф пещеры, чтобы придать своим работам эффекты перспективы и движения. Зрители смотрели на картины, освещая их смоляными факелами. Нарисованные животные, должно быть, действительно казались танцующими в свете языков пламени, и, конечно же, тени людей смешивались с рисунками и двигались вместе с ними! Было, наверное, потрясающе.

Как нарисовать эту историю?

Стефан Барру:
Идея проиллюстрировать детскую книгу о самом первом иллюстраторе на свете казалась мне невероятной. Я пытался нащупать тонкий баланс между повествовательной иллюстрацией и более абстрактными живописными изображениями. Во всех сценах внутри пещеры мои образы более грубые, более свободные. Я старался придать первобытную силу изображениям животных, неуклюжим и одновременно очень выразительным. С первых набросков я также придавал особое значение свету, чётко разделяя дневные сцены в мягком зимнем свете и сцены в пещере, освещенной факелом. Это особый свет, который создает иллюзию танца нарисованных животных. 

Приятного чтения и доброго путешествия во времени!

       

Материалы из книги «Пещера танцующих зверей»