Краска ложится на лист там, где сама захочет. Сильви Белло о работе над «Первым снегом»
Сильви Белло — иллюстратор из Франции. Родилась в Безансоне в 1980 году, после школы изучала дизайн текстиля в Национальном институте прикладных наук Лиона. Сильви с детства была увлечена книгами, газетами и журналами и по окончании института работала внештатным иллюстратором. Она принимала участие в международных выставках, была отмечена престижной премией, создала иллюстрации к четырём книжкам-картинкам. Сейчас Сильви живёт в Италии.
Сильви Белло — автор великолепных иллюстраций к книге Эльхам Асади «Первый снег». Она рассказала, почему выбрала для них очень сложную ручную технику монотипии и как они создавались.
Когда мы видим сны, мы переживаем происходящее в них очень интенсивно, но часто при пробуждении помним лишь отдельные элементы: потерянный башмак или дырявый зуб, а потом забываем всё или почти всё. Это странно, но сегодня у меня ощущение, будто я видела длинный сон и не помню, как придумала иллюстрации для «Первого снега». Давайте посмотрим...
У меня нет специального образования иллюстратора, у меня нет какого-то определённого метода работы или особой техники для создания книжки-картинки. Я многому научилась в детских книгах благодаря собственному чтению, наблюдению за деталями в работе других, личному опыту.
Обычно всё происходит так: я начинаю с чтения текста и перечитываю его несколько раз, пока облака образов не начинают кружиться вокруг меня. Я вижу, как оживает карнавальное празднество, слышу тут жужжание пчёл, чувствую там аромат цветов, каплю дождя на руке. После этого я погружаюсь в долгий поиск изображений — обычно старых чёрно-белых фотографий — и создаю для каждой страницы небольшое досье, куда подшиваю все материалы, которые пригодятся для окончательных иллюстраций. Эта стадия фундаментальна. Она даёт мне вдохновение. Ааа! Вот и Брейгель с Боттичелли стучатся в мою дверь!
|
|
Чёрно-белые фотографии, Брейгель и Боттичелли: все источники вдохновения для иллюстраций к «Первому снегу» |
Обычно, создавая иллюстрацию, я не делаю набросков: я считаю, что это лишает рисунок динамики и спонтанности. Как только у меня появляется общее представление о том, что я хочу изобразить, я помещаю на лист первый ключевой элемент, а потом добавляю детали, которые создадут общую атмосферу. Однако книжка-картинка никогда не становится делом случая, нет. Она состоит из серии повествовательных изображений, которые подчиняются очень точным правилам, касающимся формата, соотношения с текстом, ритма, ракурса, композиции: это очень сложный мыслительный процесс. Именно так в какой-то момент я поняла, что мой способ работы имеет ограничения и что тщательная подготовительная работа будет необходима для оценки эффектности книги.
|
|
|
Из блокнотов Сильвии Белло |
Кроме того, я чувствовала себя погребённой под количеством образов, которые подсказывал мне текст, что повергло меня в смятение. Я исписывала страницы обрывками идей, целое выходило слишком пустым, слишком символичным, всё ещё недостаточно повествовательным. Я долго оставалась в темноте чистого листа.
Благодаря упорству в поисках, концентрации и работе с редактором я поняла, какой путь выбрать. Я начала с рисования железной дороги размером с почтовую марку, чтобы потом воспроизводить каждую сцену всё более детально; затем я выстроила свои наброски в ряд, фрагмент за фрагментом, пока не родился сториборд. Ура!
|
|
|
|
|
Из блокнотов Сильвии Белло |
Идея создать книгу в технике монотипии пришла совершенно естественно. Эта техника, которую я использую со времён учёбы, — моя спутница в работе, вместе с которой я художественно росла. У меня ощущение, что она — неотъемлемая часть моего стиля. Мне нравится монотипия, потому что я нахожу её живой техникой, вызывающей эмоции и оставляющей место неожиданному. Для «Первого снега» я использовала монотипию, как если бы это были цветные карандаши. Это значит, что вместо использования комбинаций цветов, как, например, в шелкографии (жёлтый + синий = зелёный), я меняла краску каждый раз, когда мне был нужен определённый цвет; это очень трудоёмкий процесс. Я работала в большом формате, чтобы придать рисунку большую чёткость и дыхание.
|
|
|
|
|
Окончательные иллюстрации и детали монотипий Сильви Белло |
С монотипией можно работать тысячей разных способов. Я действую так:
- беру стеклянную пластину и покрываю её краской с помощью валика;
- накладываю лист для рисования на пластину;
- рисую на оборотной стороне листа (стороне, обращённой ко мне) карандашами и ручками разных цветов;
- рисунок отпечатывается на лицевой стороне листа.
Краска ложится на лист там, где сама захочет, я никогда не знаю, каков будет результат. С опытом я выработала маленькие хитрости, например, подкладывание газетной бумаги, чтобы рисунок не пачкался слишком сильно и изображение читалось правильно.
|
Создание иллюстрированной книги — это увлекательно. Это интенсивный и прекрасный опыт... как сон.
|