В мастерской Сеппе Ван ден Берге

24 июля 2025

В детской редакции выходит книга Кристин Дилтинс «Долина Драконов» — захватывающая, наполненная волшебством история о девятилетнем мальчике, драконах, колдунах и королях, о решительности и сомнениях, о смелости и страхах, о мудрости, дружбе и преодолении. Иллюстрации к этой книге — атмосферную графику — создал сын автора, художник Сеппе Ван ден Берге. Заглянем к нему в мастерскую в Брюсселе в районе Сен-Жосс-тен-Ноде?


В тумане

— Я обожаю атмосферу фильмов «Бегущий по лезвию», и, наверное, поэтому мне так нравится жить в большом городе. Из окна моей квартиры на восьмом этаже открывается вид на Брюссель, и я чувствую смену сезонов, — например, когда башня Рожье тонет в тумане. В 2015 году я переехал сюда ещё и потому, что жить тут дешевле, а конкуренция не такая высокая, как в Генте. Там я работал за 10 евро в час по вечерам в кафе, чтобы иметь возможность рисовать днём, а улицы были вымощены талантливыми иллюстраторами. В Брюсселе у меня больше интересных заказов.


Музыка

— Недавно я стал фрилансером на полную ставку, чтобы приблизиться к мечте, которая была у меня с детства: каждый день только рисовать. Это позволяет погружаться в работу, как шеф-повар, помешивающий свои соусы. Эта гиперфокусировка бывает настолько глубокой, что потом мне нужно время, чтобы снова начать нормально коммуницировать. Я часто звоню или общаюсь в Zoom с аниматорами, которые превращают мои иллюстрации в движущиеся картинки, но интроверт во мне больше всего любит работать дома под электронную музыку, — например, Volor Flex, — и просто творить!

Компания

— Благодаря наушникам я вполне могу работать в гостиной. Моя бывшая мастерская теперь принадлежит Йефу, нашему трёхмесячному сыну. Приятнее, чем когда-либо, вставать в полвосьмого, потягиваться и вместе смотреть в окно, пока варится кофе. Потом разбираю почту, проверяю сайт (это же моя витрина!) и клею стикеры с задачами на доску. Вообще я довольно хаотичен, но с дедлайнами это не работает. Сейчас всё получается, даже если Йеф сидит рядом в шезлонге. Мне это только приятно.

VR-очки

— Моя девушка Саянн работает ночью по будням, а я — по выходным, так что работа и личная жизнь пока хорошо сочетаются. Я умею сбрасывать стресс: каждый день медитирую. Никаких гуру — просто фокусируюсь на дыхании с помощью Tripp, игры в VR-очках (да, я гик). Меня вдохновляют художники вроде Рика Ваутерса или немецких экспрессионистов, но и игры тоже. Поэтичный Journey или апокалиптичный Limbo переносят в другой мир и многому учат.

«В поисках Немо»

— Я часто смотрю мультфильмы, чтобы изучать игру света и цвета. «В поисках Немо» — коммерческий продукт, но как интересно Pixar передали угрозу через мрачную зелень воды и косые лучи света! Почему бы не использовать такие приёмы? Если в работе стопор, я экспериментирую с освещением или палитрой. Но часто избавляюсь от набросков, особенно если переработал их из-за убеждения, что изображение нужно долго мучить. Хотя, возможно, моя визитная карточка — как раз быстрая линия.

Концертные зарисовки

— Чтобы сохранить лёгкость, я хожу на концерты с блокнотом — в Trix или Botanique — и рисую весь сет без анализа. В другое время, наоборот, люблю обсуждать идеи, например, с братом Гюстом. Он режиссёр, и его резкое мнение я не всегда принимаю, но слушаю. С мамой (писательницей Кристиен Дилтиенс) мы тоже не щадим друг друга в профессиональных спорах. Мы знаем друг друга слишком хорошо, поэтому видим больше, но критика никогда не бывает личной.

Дофамин

— В отпуске в Испании я пытался отдыхать под зонтиком, но мы с мамой вдруг начали придумывать новые проекты — это было здорово. Я люблю иллюстрировать чужие тексты, если можно добавлять поэтичные намёки или странные детали, как, например, нашу покойную кошку Ингеборг, которая засветилась в нескольких книгах. Это единственное, что я себе позволяю повторять, — остальное для меня мучительно скучно. Только когда нахожу новую технику, чувствую прилив дофамина.

Всё в сторону

— Перед каждой книгой у меня есть тестовые дни. Я определяю ключевой момент в сюжете и выбираю материалы. Для последней, «Пожирателей облаков», я освободил гостиную (спасибо Саянн за терпение!) и лепил фигурки из глины. Фотографировал их и делал цифровые коллажи. Такой эксперимент оставляет место для случайной магии, о которой интуиция говорит: «Вот оно!» Потом я создаю первую версию книги в безумном потоке, где главное — не перфекционизм, а движение.

Как в казино

— Мой офисный стул некрасив, но удобен, как в казино, где люди засиживаются за игрой. Так я соблазняю себя оставаться за столом подольше. А от послеобеденного сна спасаюсь глупыми документалками, — например, про лосося. Их достаточно, чтобы не уснуть, но они не отвлекают. Я не гоню себя постоянно — позволяю бродить по сети или книгам. Серия Illustration Now с работами коллег всегда вдохновляет.

Остенде

— Ещё один способ сменить обстановку — зайти в Zeeman напротив или букинистические лавки в центре. Мы живём прямо на линии пульса Брюсселя, но однажды, возможно, переедем в Остенде — город искусства, ветра и свежего воздуха. Моя идеальная мастерская имела бы три угла: для иллюстраций, живописи и музыки. С группой Low Vertical мы записываем новый альбом, но Йеф поставил это на паузу. Пока приходится выбирать между электроникой и рисунком — я выбираю последнее. Теперь изображения — моя настоящая работа.