Я хочу, чтобы читатели наслаждались путешествием. Интервью с Катариной Собрал
Катарина Собрал — автор и иллюстратор книжек-картинок и режиссёр анимационных фильмов. Родилась в 1985 году в Португалии. Изучала графический дизайн в Университете Авейро и иллюстрацию в Высшем институте образования и наук в Лиссабоне.
В 2011 году она была удостоена специального упоминания национальной премии Португалии в области иллюстрации за свою первую книгу Grêve («Забастовка»). Год спустя Achimpa («Ачимпа») была признана лучшей книжкой-картинкой по версии Общества португальских авторов и Amadora BD — международного фестиваля комиксов. В 2014-м Собрал с иллюстрациями к книге O meu avô («Мой дедушка») стала победительницей Болонской книжной ярмарки.
Сегодня многочисленные книги Катарины переведены на 15 языков. Её работы выставлялись как на персональных, так и на групповых выставках по всему миру. Как режиссёр Собрал сняла два короткометражных мультфильма; написала пьесу для детей, а также выступила её арт-директором; спродюсировала радиопрограмму для юных слушателей. Кроме этого, она преподаёт в двух школах в Лиссабоне, где сейчас живёт.
В ноябре в «Поляндрии» выходит книга «Как так — взял и пропал?!». Это будоражащая воображение юмористическая притча, выполненная в забавной коллажно-комиксовой технике.
Поговорили с Катариной о том, с чего всё начиналось, какое значение имеет цвет, зачем искусство детям и какие книги и фильмы её вдохновляют.
— Когда вы начали рисовать и почему?
— Я никогда не прекращала рисовать! Всё начинается в детстве, разница в том, что иллюстраторы не прекращают рисовать, когда начинают писать. То есть мы не прекращаем рисовать всякие штуки, когда начинаем рисовать буквы.
— Какие художники или вещи вас вдохновляют?
— Меня вдохновляют многие иллюстраторы, а также дизайнеры, художники, режиссёры, поэты, писатели, комики. Меня вдохновляет так много людей и вещей, что я не могу составить только один список, но иногда я отдаю им дань уважения (мои книги Greve, O Meu Avô и Tão Tão Grande полны ссылок на эти источники вдохновения).
— Дизайнер «Баухауса» Иоганнес Иттен говорил, что цвета — это изначальные идеи, дети бесцветного света и его противоположности, бесцветной тьмы... Как ваша работа связана с этой идеей?
— Существует много типов контраста, самый важный из которых — контраст чёрного и белого. Я почти всегда использую его в своих иллюстрациях. Я также работаю с контрастом оттенков (которому научилась, прочитав «Искусство цвета» Иттена). Я прочла эту книгу, потому что чувствовала, что ничего не понимаю в цветах, и теперь я использую два или три из существующих самых простых типов контраста, и все спрашивают меня, как я так чудесно использую цвет... Думаю, это потому, что я совсем не авантюрист, и просто невозможно не использовать чистые контрастные цвета.
— Назовите три книги или фильма, которые вам нравятся.
— «Мой дядюшка» — фильм Жака Тати 1958 года, «Гекльберри Финн» Марка Твена и комиксы Хоакина Сальвадора Лавадо, более известного под псевдонимом Ки́но, о девочке Мафальде.
— Что вы хотите передать своей работой?
— На самом деле я не хочу передавать фиксированное сообщение. Я хочу, чтобы читатели наслаждались путешествием, вот и всё.
— Почему искусство важно для детей?
— Оно помогает с грамотностью, всеми типами грамотности (можно прочитать изображение или танец), и повышает креативность. Искусство учит детей мыслить метафорами. Литература создаёт читателей, изобразительное искусство создаёт возможность читать и мыслить образами, думать музыкой со звуками, танцевать с движением. Все эти типы грамотности одинаково важны.