«Забытый барашек»: повороты сюжета, таймлайны и интервью с автором
Рассказывает редактор книги
Из типографии тем временем приехал уже третий тираж книги «Забытый барашек». Барашек — мой чемпион. И одно из самых ярких напоминаний, что книга с максимально простым сюжетом, довольно очевидным посылом и нарочито милой эстетикой может быть многогранным произведением искусства.
Читатели-родители ценят эту историю за две полезные идеи. Во-первых, если тебя где-то забыли или ты сам случайно потерялся, — стой там, где потерялся, тебя обязательно найдут. Во-вторых, если ты видишь на улице чью-то игрушку, не стоит забирать ее с собой, ведь кто-то грустит о ней, ищет, и в конце концов обязательно придет и найдет.
И вот в третий раз сдавая тираж в типографию и проверяя файлы, я впервые заметила одну деталь, которая теперь мне кажется едва ли не самым драматичным поворотом сюжета. А ведь я была уверена, что знаю эту книгу очень хорошо!
|
Фрагмент иллюстрации из книги «Забытый барашек» |
При чтении мы точно чувствуем кульминацию — момент, когда вороны скидывают барашка со скамейки и он улетает в кусты. На следующем развороте кошка с котятами находят его и по просьбе самого барашка относят обратно на скамейку. Читатель увлеченно следит за тем, что происходит с героем, и не обращает внимания на людей, которые как бы выходят из кадра в правом верхнем углу, — ну мало ли людей в парке, вон сколько их уже было на предыдущих разворотах!
Но если присмотреться и вернуться к самому первому развороту истории с панорамой парка, мы поймем, что это не случайные прохожие — это Мина и ее мама, которые вернулись в парк в поисках барашка! И не нашли его, потому что ровно в этот момент вороны скинули игрушку в кусты.
|
Иллюстрация из книги «Забытый барашек» |
Обнаружив новый поворот сюжета, я попыталась нарисовать таймлайны героев и событий, чтобы наглядно показать, как сложно построено повествование в этой книге, на первый взгляд бесхитростной. Надо сказать, что получилось у меня далеко не сразу.
|
Смотрите, желтая линия — линия барашка, красная — девочки Мины. Линии сходятся там, где героиня приносит игрушку в парк, и там, где она забирает плюшевого друга домой. Все остальное время их линии не могут пересечься.
Главной для повествования на оси пространства книги оказывается линия скамейки (синяя) — именно на ней происходят разлука и встреча, отклонение от нее становится причиной драматического развития событий.
На оси времени важна линия, конечно, падения со скамейки (зеленая).
Теперь у нас есть точка пересечения линий скамейки и падения. Она важна для истории, потому что именно там герои должны были встретиться, но непредвиденные обстоятельства этому помешали.
Так просто, но так здорово!
|
А самое прикольное то, как автор выстраивает повествование. Отвлечемся от логики развития событий и еще раз вернемся к началу книги, чтобы отметить на графике, в каком порядке автор знакомит читателя с историей. Для этого я пронумеровала точки на графике от 1 до 9. Теперь история на 450 слов уже не кажется простой.
Берите на заметку, если хотите научиться интересно и нелинейно рассказывать истории или научить этому детей. Почему бы не обсудить приключения барашка еще и с этой точки зрения?
|
Фрагмент иллюстрации из книги «Забытый барашек» |
Мастерство Макико Тоёфуку — это обезоруживающе милые персонажи, простые истории на актуальные темы и гениальнейшее развитие драматичности повествования. Она умеет передавать яркие характеры минимальными средствами: барашек — игрушка, он не может ходить или жестикулировать, глазки-точечки не меняются от картинки к картинке, его настроение автор и художник передает лишь уголками губ-ниточек и интонациями, которые мастерски уловила и сохранила переводчица Екатерина Даровская. Барашек то бурчит себе под нос, то обиженно возмущается, то радуется долгожданной встрече, — все это немногословно, но так точно!
Это интервью у Макико Тоёфуку взяли еще в 2018 году, после выхода книги в Японии. Оно очень любопытное, поэтому публикую его в вольном переводе.
Интервью: Харуко Кимура
Фото: Ясуко Токоро
|
— «Забытый барашек» — дебют Макико Тоёфуку в роли автора и иллюстратора одновременно.Как появилась идея этой истории?
— История родилась из одной картинки. Мне пришла в голову сцена в дождливом парке, где на скамейке забыли плюшевую игрушку.
— Именно эта иллюстрация на обложке.
— Да. Я размышляла о том, как грустно потерять что-то важное, и какое счастье, когда удается это потом найти. Такие эмоции одинаковы для всех: и для детей, и для взрослых. Эту мысль я и решила превратить в книжку-картинку, потому придумала историю, главным героем которой стала игрушка.
|
Фрагмент иллюстрации из книги «Забытый барашек» |
— Вы с самого начала планировали, что забытой игрушкой будет именно барашек?
— Я решила, что это будет плюшевая игрушка, но не знала, какое животное выбрать. Когда слышишь слово «плюшевый», на ум сразу приходят медведи и кролики. Так что я выбрала менее очевидный вариант.
В какой-то момент я подумала: как здорово уткнуться лицом в мягкую шерсть овечки! И сразу увидела композицию этой иллюстрации. Решено! Героем книги станет овечка. Точнее, барашек.
— Сколько времени прошло от идеи до готовой истории?
— С момента обсуждения чернового варианта с редактором до завершения всего проекта прошло около года. Это первая книга, где я выступила в качестве автора. Я очень боялась, что если текста будет мало, у меня не получится точно передать чувства героев. Однако редактор предложил убрать те части текста, которые описывают иллюстрации. В конце концов я поняла: если в тексте будет слишком много подробностей, это лишит читателя свободы воображения.
— Есть ли в книге моменты, которые давались вам непросто?
— Последняя сцена, где барашек и Мина снова вместе. Там было намного больше текста. Но если посмотреть на иллюстрацию, все станет понятно! И на развороте осталась только одна короткая фраза. Надо сказать, мне понадобилось много мужества, чтобы поверить в силу своих иллюстраций.
|
Фрагмент иллюстрации из книги «Забытый барашек» |
— Редактор давал советы только по тексту?
— Я художник, но нарисовала целую книжку-картинку впервые. Редактор поддержал идеями и советами. Например, подал идею первой сцены в парке: здесь на панорамной иллюстрации можно найти и барашка, и Мину, и ее семью. Дети обожают рассматривать детали!
Или идею иллюстрации, где кошки возвращают барашка обратно на скамейку, — смотрите, в углу можно заметить Мину, которая вернулась в парк в поисках игрушки. Тут пришлось подумать над композицией: как расположить героев, чтобы они не заметили друг друга? В каком направлении вообще падают игрушки и может ли кошка поднять плюшевого барашка?
|
— Здорово, что семейство кошек приходит навестить барашка, когда он вернулся домой.
— Да. Сначала стирка предполагалась в ванной. Однако редактор предложил перенести сцену в сад. И я добавила: «Было бы забавно, если бы кошки пришли посмотреть, как дела у барашка». В процессе работы с редактором мне приходили в голову все новые идеи!
Воссоединение с кошками можно увидеть на задней стороне обложки. Это такое послевкусие, намек на то, что происходит дальше, за пределами истории.
|
Фрагмент иллюстрации из книги «Забытый барашек» |
— Ваши иллюстрации впечатляют: свежесть зелени, туманность дождливого утра переданы удивительно точно. Какие материалы вы используете в работе?
— Я работаю акварелью, очень ее люблю. С ней невозможно что-либо поправить. Если ты ошибся в выборе цвета, придется начать с начала, даже если иллюстрация почти закончена.
Ошибиться снова страшно, но это придает некоторою остроту ощущений. А еще для акварели важна скорость работы. Надо успеть совершить задуманное прежде, чем краска успеет высохнуть. Мне нравится такая скорость!
— Есть ли в «Забытом барашке» иллюстрация, которую пришлось переделывать?
— Да. Например, та, где барашка повесили сушиться вместе с бельем. Сначала я нарисовала его на светло-зеленом фоне, но потом подумала, что лучше изобразить героя на фоне неба — это поможет выразить всю глубину чувств. Оставалось только подобрать идеальный голубой цвет.
|
— Вы изменили не только цвет неба, но и цвет белья.
— Мне хотелось, чтобы светлая шерсть барашка контрастно выделялась на фоне голубого неба. А чтобы ничто не перетягивало на себя внимание, я поменяла цвета и оттенки белья на веревке.
— Есть ли еще иллюстрации, которые вы полностью переделали?
— Первая сцена в парке сначала была закатной. Но получилось странно, что дождь начинается после такого красивого ясного вечера. Тогда я решила поменять вечер на день, а зелень сделать более яркой. Даже при одинаковой композиции атмосфера на иллюстрациях в разной цветовой гамме получается совершенно разной.
— Какую иллюстрацию вам было интереснее всего рисовать?
— Ту, что на обложке! Обложка — это лицо книги, верно? Когда думаешь об обложке, представляешь великолепную картинку, которая сразу бросается в глаза. Но мне очень хотелось сделать темную обложку. Я так и сказала издателю: «Хочу использовать темные цвета».
|
— Часто обложку для книги создает профессиональный дизайнер, но вы решили сделать ее самостоятельно.
— Я работала графическим дизайнером, и этот опыт пригодился мне в работе над книгой.
Например, я сама выбирала шрифт для названия. Сначала думала сделать его массивнее, а саму надпись крупнее, но потом поняла, что все должно быть тоньше и изящнее.
— Выражение мордочки барашка на обложке никого не оставит равнодушным!
— Завершив работу над книгой, я решила сделать настоящего плюшевого барашка. Теперь он присматривает за мной, когда я работаю.
— Какие книжки-картинки вы читали в детстве?
— Одна из книг, которая впечатлили меня больше всего, — «Принцесса Сентябрь и соловей». Это была единственная книга Сомерсета Моэма с картинками, иллюстрации Такео Такеи в ней прекрасны. Если честно, я всегда мечтала проиллюстрировать эту историю сама.
— И напоследок, что вы бы хотели передать читателям?
— «Забытый барашек» был написан от лица потерянной вещи, чтобы читатели могли поставить себя на место барашка и понять, что он чувствует. То, что мы где-то забыли, ждет, когда мы вернемся. И возвращаться всегда очень приятно. Я надеюсь, вы будете возвращаться к «Забытому барашку» снова и снова и каждый раз испытывать потрясающие эмоции от встречи с этим малышом.
Текст: Маргарита Ковалёва