Каждый новый проект становится моим любимым. Интервью с Варварой Кабановой

23 апреля 2025

В «Поляндрии» вышел первый дизайнерский зин! «Странная оранжевая косточка» Вики Козловой с иллюстрациями Варвары Кабановой — настоящий эксперимент с формой, исполнением и содержанием. Поговорили с автором о том, как возникла идея рассказа, какой путь он прошёл, прежде чем воплотиться на бумаге, и почему выбрали именно такое название. А с иллюстратором — о графическом дизайне, любимых книгах, Японии, современных художниках и творческих планах.


— Варвара, расскажите, пожалуйста, о себе и своём пути в профессию иллюстратора.

— На самом деле я не иллюстратор, что может показаться странным, ведь вышел иллюстрированный подростковый зин с моим участием. Я позиционирую себя как типографа и книжного дизайнера, и для меня «Косточка» стала проектом, в котором можно объединить мой опыт работы над серьёзным книжным набором с более эмоциональными и бодрыми экспериментами в области графического дизайна. То есть фактически это мой первый проект, где я отчасти могу назвать себя иллюстратором (хотя видно, что это не иллюстрация в привычном её понимании, а что-то более близкое к графическому дизайну).

— Давайте поговорим о «Поляндрии». С чего началось ваше знакомство с издательством? 

— С издательством я знакома уже довольно давно. Помню, что впервые книги «Поляндрии» попали ко мне в руки ещё в подростковые годы, когда была только детская линейка. В дальнейшем, уже в более сознательном возрасте, я столкнулась с новым форматом в рамках NoAge. Так что можно сказать, что я росла параллельно с издательством!

— Какая ваша любимая книга у «Поляндрии»? 

— Мне кажется, что сейчас это «Залив терпения» Марии Нырковой из издательской серии «Есть смысл». Я была под большим впечатлением от неё, так как процесс чтения совпал с моей поездкой на Сахалин. Получился своего рода 4D-опыт. Хотелось бы ещё сейчас познакомиться с серией park.NoAge, возлагаю большие ожидания на неё.

— А какие книги вы любили в детстве? 

— Мне нравилась «Алиса в стране чудес». Насколько я помню, это была первая книга, которую я прочитала самостоятельно. И ещё «Вокруг света за 80 дней». Почему-то первым делом вспоминаются именно эти две книги, хотя читала я много разного.

— Вы увлекаетесь японской культурой. Откуда это увлечение возникло? Поделитесь, пожалуйста, книгами, художниками, фильмами, которые вас вдохновляют в восточной эстетике. Как вы развиваете своё увлечение?

— В целом меня увлекают вещи, которые сложно понять, что-то наподобие работ Дэвида Линча или «Так говорил Заратустра» Ницше. Япония и японская культура стали для меня такой же гиперсущностью, к которой, как ни подступись, всё равно не получишь никаких ответов на вопросы. Возможно, это фанатический восторг западного человека, проще всего так это назвать. Больше всего я интересуюсь послевоенным периодом — именно в этот момент преломился привычный японский выстроенный стиль, появились эксперименты на грани с сумасшествием. Мне нравится смотреть фильмы японской новой волны, читать Юкио Мисиму и Рю Мураками, разглядывать страницы журнала Garo в онлайн-архивах. Кстати, в самой Японии мне тоже удалось побывать.

— За какими иллюстраторами, художниками и дизайнерами вы следите? 

— Мне нравится японский иллюстратор Ёсикадзу Эбису и в целом всё движение «хета-ума», к которому он относится. Из современников приходят на ум: болгарский дизайнер-иллюстратор Мирослав Живков, Хосе Кинтанара (Испания) и малайзийский художник shuuhuahua (к сожалению, не знаю его полного имени, работает под псевдонимом). Все они балансируют между искусством, дизайном и иллюстрацией.

— Есть ли у вас какие-то творческие ритуалы? Слушаете ли вы музыку, когда работаете?

— Заметила, что мне тяжело работать под музыку. Но если назвать какие-то ритуалы, иногда, чтобы лучше сконцентрироваться, я ставлю рядом с собой ароматическую свечку. У меня их много, под разное настроение.

— Как родилась идея визуализации «Странной оранжевой косточки»? 

— На самом деле довольно банально — мне хотелось поэкспериментировать (и проект это позволял). Я предложила несколько вариантов, в какую сторону можно пойти, и мы остановились на текущей стилистике.

 

 

— Что было самое лёгкое и самое сложное в работе над этим проектом?

— Проект позволял повеселиться, если это можно так назвать, — просто получать удовольствие от процесса соединения абстрактной графики и текста. Сложным было то, что зин пережил несколько итераций изменения формата на финальных этапах, поэтому было затруднительно предугадать, каким он в итоге будет.

— Что для вас важнее — процесс или результат? 

— Думаю, важно в процессе понимать, что у него будет какой-то результат. Просто делать, конечно, хорошо, но когда понимаешь, что это ни к чему не приводит, можно фрустрироваться и выгореть.

— Каким своим проектом вы больше всего гордитесь?

— Каждый новый проект становится моим любимым. Сейчас это, видимо, «Косточка».

— Какие творческие планы?

 Хотелось бы вместе с «Поляндрией» сделать книгу для взрослой аудитории.